Таекина Наталья Дмитриевна
Конспект занятия «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок»
Конспект непосредственно образовательной
деятельности по декоративно - прикладному искусству
«Золотая хохлома»
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории
Таёкина Наталья Дмитриевна
Март 2017г.
г. о. Химки
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: игровая, интегрированная.
Интеграция образовательный областей: «Художественное творчество»,
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративному – прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Художественное творчество:
-Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
-Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определённой последовательности.
-Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувства ритма и композиции.
Познание:
-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
-Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкой моторику рук.
Коммуникация:
-Отвечать на поставленные вопросы.
Чтение художественной литературы:
-Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Социализация:
-Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
-Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
-Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Предварительная работа:
- Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
- Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
- Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!»
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
- Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
Выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшки, тарелки, ложки и др.); кисти белочка №2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки, с водой, бумажные и подкладные салфетки.
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
1. Организованный этап (2 мин.)
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, гости!
-Всех вас видеть очень рада я!
-Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир!
А вы идти со мной готовы?
Дети: -Да!
Воспитатель:
-Тогда закройте глаза!
(Дети закрывают глаза, и звучит тихая народная мелодия).
Вот мы и оказались в волшебной стране.
Что за диво, что за чудо
Сколько радости вокруг
Правда, дети здесь красиво
Аж, захватывает дух.
- Дети, перед вами предметы изделия, сделанные руками народных умельцев.
А чтобы узнать какие изделия, надо отгадать загадку:
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?. (Хохлома)
-Правильно, мы словно попали в царство золотой хохломы.
-Почему эта роспись называется хохломской?
Дети: - Эта роспись родилась в большом торговом селе Хохлома, около Нижнего Новгорода.
2. Основной этап. (24 мин.)
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Воспитатель:
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут трава вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку
Актуализация опорных знаний
Воспитатель:
-Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?
Дети: - радостное, весёлое и др.
Воспитатель: -Почему роспись называется хохломской?
Дети: - Эта роспись родилась в большом торговом селе Хохлома, около Нижнего Новгорода.
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Из чего мастера делают свою посуду?
Дети: - Из дерева липы и берёзы. С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
Воспитатель: - А вы знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотой Хохлому?
Дети: - На всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.
Воспитатель: - Какой цвет используют мастера для фона?
Дети: -Красный, жёлтый, чёрный.
Открытие новых знаний
Воспитатель: - Из чего мастера делают свои изделия.
Дети: - Из дерева (берёза, липа)
Воспитатель: - А какие это изделия?
Дети: - Посуда.
Воспитатель: - Вся посуда не простая, а словно – золотая!
Какой цвет красок используют мастера для фона?
Дети: - Красный, жёлтый, черный.
Воспитатель: - Назовите элементы узоров в хохломской росписи?
Дети: - Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки, трилистники и ягодки.
Воспитатель: - А какие ягоды рисует художник?
Дети: - Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябинку, вишенку, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
_ НЕ только в нашей стране России восхищаются нашими народными умельцами, но приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир.
- Через горы и моря, восхищается весь мир-
Ай, да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Мотивация деятельности.
Воспитатель: - Ребята, а давайте откроем свой художественный салон. Мы будем художниками – мастерами и распишем вот эту посуду хохломским узором. Посмотрите, сколько у нас здесь посуды, выбирайте любую.
Дети выбирают и садятся за стол.
Воспитатель: - Прежде чем мы начнём украшать посуду, вспомним последовательность рисования.
- С чего начнём?
Дети: - С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая.
Воспитатель: - Что будите рисовать после?
Дети: - Завиток, изогнутую веточку.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуется все остальные элементы.
Воспитатель: - Что будете изображать на завитке сначала, что потом?
Дети: - Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.
Воспитатель: - Как нужно рисовать траву и завитки?
Дети: - Концом тонкой кисточки, чередуя цвета.
Воспитатель: - Что мы можем использовать для рисования ягод?
Дети: - Кисть, тычок.
Воспитатель: - Какие цвета будете использовать?
Дети: - Красный, чёрный, зелёный.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней)
Не сидится им опять (встряхивание кистями)
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: - Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
Удивите гостей хохломскими узорами!
Проводиться индивидуальная работа.
Воспитатель: - Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)
Наше чудо - дивное (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невидимой (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябины (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
3. Заключительный этап (4 мин.)
Воспитатель: - А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне.
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ.
Анализ работ.
Воспитатель: - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор! Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Дети дарят гостям свои работы. Взамен детям дают угощение.
Воспитатель: - Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами?
- А дети наши довольны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А что больше всего вам понравилось и почему?
Дети высказываются.
Воспитатель: - Отлично! Наш Художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидание!
Звучит народная мелодия.