Галина Шлюндт
Проект «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
ТЕМА: «Золотая Хохлома»
Вид проекта : информационно-творческий
Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.
Актуальность проекта :
Наше национальное русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Откуда произошло название «Хохломская роспись»? Каким промыслом занимались мастера села Хохлома? Что бы мы хотели узнать об этом?
Публикация «Проект „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
Было решено познакомить детей с русскими народными традициями. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель: Ознакомление детей с народно – прикладным творчеством России.
Задачи:
• Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
• Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
• Учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи, развивая чувство цвета, творчество, фантазию.
• Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
• Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, их родители, музыкальный руководитель,
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 1 по 28февраля).
Основные формы реализации проекта : рассказ и беседы, сбор экспонатов хохломских предметов, художественное творчество, вернисаж детских работ, книжные выставки, дидактические игры, рассматривание демонстрационного материала по теме, создание и просмотр презентации, прослушивание музыкальных произведений, чтение стихов и разучивание частушек о промысле.
Материально – техническое оснащение:
Мультимедийная установка, компьютер, слайдовая презентация, демонстрационный материал и рабочие тетради по хохломской росписи, шаблоны не расписанных хохломских предметов и образцы с росписями.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний и представлений детей о хохломском промысле;
- знакомство с элементами хохломской росписи;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание любви и уважительного отношения к членам семьи;
- знание стихов, частушек, песен о хохломе и использование их в быту и игровой деятельности.
Продукт проектной деятельности : альбом группы «Мы ребята мастеровые, у нас игрушки расписные», выставка детских рисунков «Золотая Хохлома»; подборка дидактических игр; изготовление настольных игр: «Знатоки народных промыслов», лото «Народные промыслы», «Найди нужный элемент»; копилка стихов, частушек по теме, подборка картинного материала, папка-передвижка «Золотая Хохлома».Конспекты непосредственно-образовательной деятельности.
Презентация проекта : фоторепортаж, сообщение на педагогическом совете, презентации по теме, представление настольных игр, папка с результатами и продуктами проекта.
Методическое обеспечение:
1. Василенко В. М. Искусство Хохломы. /В. М. Василенко – М. :Искусство, 2009.
2. Емельянова Т. И. Золотая Хохлома. Альбом. / Т. И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись/С. К. Жегалова. - М. : Прикладное искусство, 2008.
4. Хохломская роспись, Орлова Л. В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.
5. Ресурсы интернета.
Этапы работы над проектом.
• Определение темы работы над проектом
• Постановка проблемы. Выявление её актуальности.
• Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
• Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.
• Представление проекта
Содержание работы по реализации проекта
1-й этап: подготовительный
“Деятельность педагога и деятельность родителей” :
Сбор экспонатов и оформление выставки «Золотая Хохлома» в группе.
Создание мультимедийной презентации «Золотая хохлома».
Разработка примерных конспектов занятий;
Подборка дидактических игр
Создание предметно-развивающей среды
Разработать консультацию «Народные промыслы» и папку-передвижку: «Золотая Хохлома».
2-й этап: основной
“Деятельность детей, педагога и родителей”
Образовательная область «Коммуникация»
Беседы на темы: «Легенда о Хохломе», «Золотые руки мастеров».
Цели:
Образовательная:
Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.
Воспитательная:
Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская музыка и русский фольклор). Развивать в детях патриотические чувства.
Цель: дать знания о возникновении одного из уникальных промыслов – изделиями хохломских мастеров.
Образовательная область «Социализация»
Игра- драматизация по сказке «Жихарка»
• Цель: закрепить представления о деревянной хохломской посуде (ложках)
• Продолжать знакомство с русскими народными сказками, с жанровыми особенностями сказки, повторение ранее изученных элементов композиции сказки (зачин, концовка).
• Учить осмысливать характеры персонажей сказки, учить обыгрывать их.
• Формировать образность речи, понимание образных выражений.
Материалы для занятия: фотоиллюстрации с изображением различных ложек хохломского промысла, иллюстрации к сказке.
Дидактическая игра «Найди нужный элемент»
Цель: закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции.
Настольно дидактические игры:
Игра – путешествие Знатоки народных промыслов»
Цели:
1. Расширение и закрепление знаний детей о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.
2. Развитие творческого и наглядно-образного мышления, сообразительности, внимания.
3. Воспитание интереса к промыслам России.
Лото «Народные промыслы»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о народных промыслах;
- упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла;
-развивать умение внимательно слушать, запоминать и соблюдать правила игры;
- развивать связную речь детей.
Непосредственная образовательная деятельность «Познание»
Тема: «Ознакомление с хохломским промыслом»
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.
2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т. д.) особенности красок.
3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.
Знакомство с видами хохломской росписи через рабочие тетради по данному промыслу
Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование отдельных элементов хохломских узоров.
Задачи:
• Продолжать учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: травки (травинки, осочки, капельки, завитки.
• Учить рисовать элементы «травки» – концом кисти, «ягодки» - тычком с помощью ватной палочки.
• Учить в узоре сочетать цвета, характерные для хохломской росписи : черный, красный, зеленый, желтый.
«Роспись вазы Хохломским узором»
Цель:
• Продолжать учить рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора.
• Учить рисовать стебель – криулю и размещать на нем другие элементы узора, учить рисовать новые элементы узора – ягоды и листья смородины и рябины.
• Упражнять в рисовании растительного – травного орнамента легкими круговыми движениями руки.
• Закреплять умение рисовать завитки, легкую изогнутую травку.
• Закреплять знания о колорите хохломской росписи.
Самостоятельная работа детей по росписи шаблонов, не расписанных хохломских предметов.
Взаимодействие с семьё й:
Папка – передвижка «Золотая Хохлома
Консультации «Народные промыслы».
Итог проекта : выставка рисунков детей «Золотая Хохлома»
Приложение
Дидактические игры
Игра – путешествие «знатоки народных промыслов»
Цели:
1. Расширение и закрепление знаний детей о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.
2. Развитие творческого и наглядно-образного мышления, сообразительности, внимания.
3. Воспитание интереса к промыслам России.
Предварительная работа
1. презентации о хохломской, дымковской, городецкой, гжельской росписи.
2. Беседы, разучивание стихов, пословиц и поговорок о народных промыслах.
3 Роспись предметов промысла.
Правила игры
В комплект игры входит игровое поле с картинками, изображающими предметы хохломской, дымковской, городецкой и гжельской росписи, кубик и цветные фишки.
Играют несколько человек. Ребенок получает цветную фишку и ставит её на игровое поле возле знака «СТАРТ».
С помощь считалки игроки определяют очередность ходов. Во время игры каждый игрок бросает кубик и продвигается на столько клеток вперед, сколько выпало на кубике кружочков. Если ребенок остановился на картинке, он должен назвать её и определить её промысел. Если ребенок справляется с заданием, то делает ход по стрелки вперед. В случае затруднения он возвращается назад по направлению стрелки. При попадании фишки на поле с цифрой со знаком «плюс», например +2, игрок делает ещё два хода дополнительно. При цифре со знаком «минус», наоборот, делает столько ходов назад, сколько показывает цифра.
Каждый игрок должен пройти по игровому полю и выйти к знаку «Знаток народных промыслов». Побеждает тот, кто первым придет к финишу.
Игра - лото «Народные промыслы»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о народных промыслах;
- упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла;
-развивать умение внимательно слушать, запоминать и соблюдать правила игры;
- развивать связную речь детей.
Дидактический материал: фишки, 5 больших карточек с шестью клетками, на которых изображены предметы хохломской, гжельской, дымковской и городецкой росписи, разрезные карточки с теми же изображениями.
Ход игры. Игра рассчитана на 5 участников. При разучивании игры роль водящего берет на себя воспитатель. В дальнейшем роль водящего исполняет
ребенок. Водящий раздаёт карты детям. Игра начинается с показа разрезных картинок с вопросом: «У кого такой предмет? Ребё нок отвечает: «У меня городецкий (например) сундук. Почему ты решил, что он городецкий? итд.
Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает. Игра повторяется несколько раз, карты при этом меняются.
«Найди нужный элемент росписи».
Цель игры: закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Перед детьми лежит одна из картин народно-прикладных промыслов (например "Дымковские игрушки") и карточки со всеми элементами данного промысла. Детям необходимо выбрать только те карточки с элементами росписи, которые присутствуют на данной картине.
Можно дать каждому ребёнку по одной картине народных промыслов и карточки с элементами данного промысла. Предложить детям быстрее всех найти все элементы своей картины.
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими.
Фото отчёт