Елена Лемещенко
ООД «Путешествие по зимнему лесу» по познавательному развитию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «Путешествие по зимнему лесу» по познавательному развитию для детей 4-5 лет.
Цель: Формирование реалистических представлений о жизни лесных растений и животных в зимнее время.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с лесом;
-развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет);
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
-развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия.
- продолжать воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Словарная работа: обогащение словаря словами (стая, берлога, сугроб, дупло, запасы, заячий, волчий, беличий, лисий хвост)
Оборудование: елочки, сугробы, макет берлоги, корзинка с угощением для животных, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
-чтение рассказов о лесных животных, о лесе в зимнее время года.
-просмотр мультфильмов по данной теме, сюжетных картинок.
-Д/и «Домашние или дикие животные», «Четвертый лишний», «Опиши животное», «Кто где живет».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Возьмитесь за руки и я передам вам своё хорошее настроение. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А вы любите зиму? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, а кто это в окошко стучится, в окошко просится? Да это же синичка к нам прилетела, письмо нам принесла. Давайте его вскроем и прочтем.
Оно от наших друзей – лесных зверей. Вот что они пишут: «Хорошо нам жилось летом в лесу. Тепло, корма много, любой кустик ночевать пустит к себе под листву густую. Весело мы играли, да про зиму холодную позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли мы заготовить запасы на зиму. Помогите нам, пожалуйста, не дайте с голоду погибнуть».
Воспитатель: Что же делать? Поможем мы зверятам? Для этого нам нужно попасть в лес.
Воспитатель: Давайте начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно потеплее одеться.
2. Расскажи стихи руками «Одеваемся на улицу» (имитация одевания)
Воспитатель: Сейчас в лесу снега много, идти по такому заснеженному лесу очень трудно – надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он очень глубокий. (дети имитируют движения, а чтобы легче было добираться теперь мы пойдем на лыжах.
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в зимний лес.
Давайте полюбуемся им! Смотрите, все деревья и кусты, и земля – покрыты снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. А какой здесь зимний свежий воздух. (Дыхательная гимнастика).
Воспитатель: Посмотрите, деревья стоят без листьев, все в снегу. Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья. Сейчас листья расти не могут, как вы думаете почему? (ответы детей) Потому что холодно, мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Есть только одно зеленое дерево, а какое вы узнаете, отгадав загадку.
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Воспитатель Ребята посмотрите нет ли под елочкой грибов или ягод. (ответы детей) объясняют, что зимой в лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу, нет никаких грибов и ягод.
Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете? Назовите их.
Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться, не ломать ветки.
– А теперь отгадайте еще загадку и в лесу появиться отгадка (дети присаживаются на стулья)
1. Загадка о зайце.
Слайд: Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг.
По снежочку тык, тык. (заяц)
Воспитатель: Заяц имеет длинные уши, передние лапы его короткие, а задние длинные - это помогает ему быстро бегать и далеко прыгать. Шерсть у зайца летом серого цвета, а зимой белая. Как вы думаете, чем заяц питается зимой? (ответы детей).
Воспитатель: он бегает по лесу. Голодно ему – нет зеленой травки. Приходится ветки с кустов, да кару с деревьев глодать.
Воспитатель: ребята, а зачем заяц меняет свой окрас на белый?
Охотников поймать зайца зимой много – это и волки, и лисы. Но его хорошо спасает шерсть: она густая, ворс длинный – зайцу тепло, а еще она белая, как снег. Прыгнет заяц под елку в снег – его и не видно! Так и живет всю зиму».
Посмотрите на экран и выберите то, что любит заяц. (дети выбирают из корзины морковь,капусту)
2. Загадка о лисе.
Воспитатель: Слайд:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый-
Красота, а зовут ее (лиса)
У лисы удлиненное тело и вытянутая мордочка. Ноги у нее короткие, а хвост длинный и пушистый. Шерсть у неё от бурого и до светло-оранжевого цвета Окраску лисы не меняют. Зубы у лисы такие же как у собаки, но острее.
Охотятся лисицы на разных животных и на зайцев, на мышей. Выходят на охоту только ночью.
Живут они в глубокой норе.
Воспитатель: Ребята, выберите то, что любит лиса (рыбку) (Показ слайда)
Ой, что -то холодно стало в лесу. Лисичка приглашает вас поиграть.
Физкультминутка
3. Загадка о белке.
Рыжий маленький зверек.
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле. (белка)
Воспитатель: Ребята, а где живет белка? (дупле)
Обратите внимание на её пушистый хвост. Хвост для нее как теплое одеяло. Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она укроется хвостиком и ей очень тепло в дупле.
Посмотрите на экран и выберите угощение для белочки (орешки, грибы)
: А вы знаете, что белки очень по-хитрому собирают орехи. Сначала раскачает ветку, потом прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку влезает и скусывает орехи. Пустой или испорченный орех белка не собирает. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. Выбирает самые лучшие. Сушит грибы и прячет в дуплах или под деревом. У грибов потом белка съест только шляпу, а ножку выбросит.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (на мольберте с разрезными картинками)
Воспитатель: Ребята за снежными комочками спрятались лесные жители, виден остался лишь один хвост, нам нужно будет определить кому он принадлежит.
(на столе картинки с животными без хвоста, надо каждому животному найти свой хвост). Чей хвост? (лисий, волчий, заячий, беличий). Проговаривает с детьми.
Воспитатель обращает внимание ребят на большой бугор, из которого идет пар –
Воспитатель: Как вы думаете, что это и кто там? (Ответы детей).
Дети: Правильно, это берлога, в которой спит бурый медведь.
Слайд: Медведь устраивает берлогу: где-нибудь в чаще, в густом лесу, под вывороченным пнем, под упавшим деревом. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, как другие звери. Ребята, я предлагаю не будить медведя, а оставить угощение около берлоги. Проснется он весной голодный и будет рад нашему гостинцу.
Посмотрите на экран и выберите то, что любит медведь (баночку меда)
Воспитатель: Птиц зимой тоже нужно подкармливать.
А какое же угощение мы для птиц можем оставить? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что по лесу надо ходит осторожно и тихо, потому что можно встретить волка.
Волк – это хищное животное и питается мясом.
Посмотрите на экран и выберите то, что любит волк? Но скажу вам по секрету что, волк еще с удовольствием ест ягоды и орехи.
Дом, где живет волк называется логово. Летом волк может встретиться один, да к тому же и не такой голодный.
А вот зимой волки живут стаей. Еды нет, они нападают на всех, кто бродит по лесу. Вот и сейчас уже темнеет, нам надо скорей уходить.
Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку, побежали по зимней дорожке.
Подведение итога
Вот мы и в детском саду Ребята, понравилась вам наше путешествие по зимнему лесу? Кому мы помогли? (Ответы детей) Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей).
Воспитатель: А я хочу с вами еще поиграть в игру «Подскажи словечко» (в кругу)
-Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)
- Лиса рыжая, а волк…. (серый)
-Заяц живет под кустом, а белка в (дупле)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
-Лиса живет в норе, а волк…. (в логове)
- У лисы хвост лисий, а у зайца ….(заячий)
- У волка хвост волчий, а у белки (беличий)
Воспитатель: чем занимаются звери зимой в лесу?
Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают, другие в спячку впадают.
Слайд: Влетает» птичка синичка с письмо от лесных жителей.
Мы детей благодарим
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам тепло всегда. (лесные звери)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы помогли зверям в лесу не погибнуть от голода.
Мне тоже пон