Надежда Белоголова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по республике Коми» в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
«Путешествие по Республике Коми»
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Путешествие по республике Коми“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Цель: Обобщить и систематизировать знание детей о Республике Коми.
Задачи:
Образовательные:
*Формировать уважительное отношение к государственным символам.
*Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
*Закрепить названия городов Республике Коми, названия рек, народных промыслов, праздников.
Развивающие :
*Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.
*Обобщать речь детей выразительными средствами.
*Развивать диалогическую речь, память, мышление.
*Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
* Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к нему.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной Коми Республике и её прекрасной природе.
Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.
Прослушивание записей песен о Родине, гимна.
Оборудование:
Карта России, карта Коми Республики, гимн Республики Коми, карточки с полезными ископаемыми, презентация о Республике Коми, заготовки – шаблоны, кусочки угля, бумажные салфетки.
Ход занятия:
Дети входят в группу образуя полу - круг здороваются с гостямиВоспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о России. И сейчас я вам предлагаю посмотреть видео ролик о России.
Воспитатель: (обращаясь к детям). Ребята, как выдумаете о чём этот клип?
Дети: О Родине, О России и т. д.
Воспитатель:Ребята, а что такое Родина?
Дети:
- Родина – это мать и отец.
- Родина – это цветы и воздух.
- Родина – это наша страна.
- Родина – это глаза моей мамы.
- Это закат над полями, это цветы, что растут в нашем крае.
- Родина – это земля, на которой мы родились и живем.
Воспитатель: Ребята, а как называется самая большая страна на нашей планете?
Дети: Россия.
Воспитатель: А что такое Россия?
Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т. д.
Воспитатель: А чем Россия отличается от других стран?
Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране Россия. Это наша большая Родина. Но я предлагаю вам ребята отправиться в путешествие по нашей малой родине – Республике Коми на поезде. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на карте висят конверты, а в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет конверт).
Воспитатель: Станция «Знайкина».
— Назовите столицу Республики Коми. (Сыктывкар).
— Как зовут главу Республики Коми? (Сергей Анатольевич Гапликов)
Назовите основные символы нашей Коми Республики? (герб, флаг гимн).
Правильно ребята. Молодцы.
Воспитатель: "Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов"(Слайд)
• Золотая Баба обозначает богиню мира солнца, а также мать всего сущего.
• Лось символизирует силу и благородство.
• Птица символизирует государственность и власть.
• Стилизованное изображение птицы олицетворяет силу, благородство.
• Жёлтый (золотой) цвет обозначает богатство.
• Красный цвет символизирует мужество, отвагу, готовность защищатьОтечество.
Воспитатель: Назовите цвета флага Республики Коми (синий, зелёный, белый)
Синий цвет олицетворяет небесное начало, бескрайние и величественные северные просторы. Зеленый символизирует надежду и изобилие, является условным обозначением тайги. Белая полоса – чистота и белизна снега — означает принадлежность Республики Коми к Северу. Еще одно толкование значение белой полосы – единство и равенство проживающих в Коми народов.
Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
Дети: Гимн — торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Слайд).
— Назовите города Республики Коми. (Сыктывкар, Ухта, Воркута, Инта, Печора, Сосногорск, Микунь).
— Назовите реки Республики Коми. (Сысола, Печора, Вычегда, Вымь).Молодцы ребята с первым заданием мы справились.
Воспитатель: Станция «Историческая».
— Какие праздники отмечают в Республике Коми? (Масленица, Пасха, Кузьмы и Демьяна).
— Какие блюда коми кухни вы знаете? (рыбник – чери – нянь, шаньги, кисель, суп).
— Какую обувь носили жители коми? (лапти, коты, пимы).
— Какой сувенир считался символом Республики Коми? (изделия из бересты,тряпичная кукла - акань).
— Какие промыслы и ремесла существуют в Республике Коми? (охота, рыболовство, плетение из бересты,оленеводство). Молодцы ребята и со вторым заданием мы справились.
Воспитатель: Следующая станция «Литературная». Назовите великих коми писателей и поэтов. (П. Образцов, Г. Юшков,С. Попов).
— Назовите коми народные произведения. («Пера - богатырь», «Яг – морт», «Тропинка, «Лес», «Земляника»).
Ребёнокчитает стихотворение П. Образцова «Земляника»
Повернулась к солнцу боком
Налилась душистым соком
И узорчатым листком
Принакрылась как платком.
Воспитатель:Едемдальше. Следующая станция «Лесная»
Ребёнок читает стихотворение П. Образцова «Лес».
Ты бывал в таёжной части?
Видел чудо из чудес –
Наш дремучий настоящий
Без конца и края лес -?
Сосны, ели – исполины
Закрывают небосвод
На зелёные вершины
Глянешь, шапка упадёт.
- Какой бывает лес? (смешанный, лиственный,хвойный)
— Какие деревья растут в лесах Республики Коми? (береза,рябина,осина, ель, сосна)
— Какие ягоды можно собирать в лесу Республики Коми? (клюкву,бруснику, чернику, малину, землянику, морошку).
— Какие птицы живут на территории Республики Коми? (дятел, снегирь, синица, ворона, воробей)
— Какие животные живут на территории нашей Республики Коми? (медведь, лиса, лось, волк, белка)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем ещё богата наша Республика Коми?
Дети: Полезными ископаемыми.
Воспитатель: Правильно ребята. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы мне дадите на них правильные ответы и найдёте их на наших карточках.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек (газ)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Чёрным золотом» его
Люди величают (нефть)
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат (соль)
Он очень, нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже (песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина)
Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске –
Оставляет белый след (мел)
( Загадки о полезных ископаемых: газ, нефть, соль, песок, глина, мел). Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились.
Воспитатель: Следующая наша станция «Творческая».Здесь мы ребята будем рисовать. Чем мы обычно с Вами рисуем?
Дети: фломастерами, красками, мелками,карандашами.
Воспитатель: Всё верно. Но сегодня мы будем с Вами рисовать очень необычным предметом, а каким Вы попробуйте сейчас отгадать. (Загадка про уголь).
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Дети: Это уголь.
Воспитатель: Правильно ребята, это уголь. Сейчас я Вас приглашаю сесть за столы и мы будем рисовать. (На столах у детей лежат готовые шаблоны, тарелочки с углём, бумажные салфетки). А кто у нас получится мы с Вами увидим, когда закончим рисовать.
Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получились очень красивые работы. Свои рисунки вы можете подарить своим родителям или оставить для нашей выставки.
А теперь нас ждет последняя станция. Станция «Единственная».
Звучит тихое звучание песни о Родине и воспитатель выставляет готовые работы детей.
Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь — беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину — Россию. Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине?
Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках — русских богатырях?
Дети произносят:
Береги землю родную, как мать любимую.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Человек без Родины — соловей без песни.
Тот герой — кто за Родину горой.
Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить — Родине служить.
Родина любимая, что мать родимая.
Воспитатель: Кто хочет прочитать стихи о Родине?
Дети читают стихотворения:
«Родина»
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой живём
Поле с тонким колоском.
И берёзки, вдоль которых
Наши праздники и песни.
Рядом с мамой мы идём
Тёплый вечер за окном,
Что мы Родиной зовём
Всё что в сердце бережём
И под небом синим, синим
Флаг России над кремлём!
***
«Моя Родина»
Великую землю,
Любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по нашей малой родине Республике Коми. Что Вам больше всего понравилось в нашем путешествии? О чем Вы сможете рассказать своим родителям из нашего путешествия?
Дети: О Родине, о нашей Коми Республике, о природе Коми краяи т. д.
Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение Г. Демченко о нашем коми крае. Воспитатель читает стихотворение.
Богатств у Коми края
Всех сразу и не счесть:
Леса и реки, горы,
И газ, и нефть тут есть.
Но ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО
Не держим мы в секрете –
Оно РАСТЁТ сегодня,
И это - НАШИ ДЕТИ!
Сокровище вы наше,
Надежда Коми края,
На вас глядит с любовью
Земля наша родная.
Мы верим: - землю предков
Вы сделаете краше,
КУЛЬТУРУ СОХРАНИТЕ
И БУДУЩЕЕ НАШЕ!
(Г. Демченко)