Нина Голоденко
Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулкан опасен или безопасен»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой и неживой природы, расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; закрепить художественные навыки детей в рисовании вулкана.
Публикация «Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Вулкан опасен или безопасен“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Методическое обеспечение: : картинки с изображением вулканов; поддоны; презентация о вулканах; сода; лимонная кислота; сухая красная краска (или сок свеклы); моющая жидкость; чайные ложки; пипетки; стаканчики с водой; салфетки; камень, пемза, лист бумаги; карандаши (по количеству детей).
Методические приемы: рассказ, показ, беседа, экспериментирование, эффект удивления.
Ход экспериментально – исследовательской деятельности :
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 2).
Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 3).
- Итак, приступаем к изучению вулканов.
- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?
Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.
- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 4)
Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне.
И вот, Богу по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 5).
- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 6) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор (слайд 7).
Но иногда они «просыпаются» и тогда, (8) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.
-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 9).
Опыт №1
- Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)
В пемзе много дырочек.
- А у камней есть дырочки?
- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
- Как же это можно проверить? (ответы)
- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)
Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.
- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 10).
- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.
- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.
- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. И в краторе таких вулканов образуются озера.
- Извержение вулканов (слайд 11) угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.
Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
Опыт№2
- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).(Проводит воспитатель). Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
- А сейчас нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?
- Какой вулкан у подножия? (широкий)
- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного).
Но сначала разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Минералы здесь нашли
Все собрали и пошли.
(рисование извержения вулкана детьми).
Анализ работ.
Игра с мячом «Лови - бросай,быстро - отвечай».
Цель: активизировать в игре знания о вулканах.
Рефлексия.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового для себя вы узнали?
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: мет. пособие для воспитателей ДОУ/ Г. М. Блинова. – М. : Просвещение, 2004. – 292с.
4. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
5. Ресурсы Интернет.