Олеся Ковшова
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие в королевство Зеркал».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление о свойствах зеркала через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Методы и приёмы: Ритуалы начала и окончания НОД, загадки, беседа, экспериментальная деятельность детей, рассказ воспитателя, решение логических задач.
Оборудование: зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкости с водой, листы чёрного картона, стекло, речные ракушки, камни, песок, фольга, металлические предметы, пластилин, домики-коробочки для зеркал, картонные зеркала.
Ход:
Ритуал начала:
- Давайте поздороваемся друг с другом и всем, что нас окружает:
Здравствуйте!
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы „Путешествие в королевство Зеркал“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
Дружно за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)
А теперь покружимся (кружатся вокруг себя)
И вместе мы подружимся!
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с одной девочкой. Давайте посмотрим на экран, (показ отрывка на проекторе из сказки «Королевство кривых зеркал».)
Кто узнал эту героиню? (ответы детей). Правильно, это девочка Оля из сказки «Королевство кривых зеркал»? что же с ней произошло? (ответы детей: попала в королевство зеркал). А каких героев этой сказки вы ещё знаете? (ответы: тётушка Аксал, дядюшка Бар, зеркальщик Гурд, король Йагупоп). Правильно, ребята. Кто мне скажет, почему у этих героев такие странные имена, (ответы детей) правильно, потому что это зеркальное отражение. А как эти имена будут звучать по настоящему (тетушка Ласка, дядюшка Раб, зеркальщик Друг, король Попугай). А хотите попасть в королевство Зеркал? (ДА) Тогда закрывайте глаза и давайте произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
В королевство Зеркал мы хотим попасть.
Пока глаза закрыты, быстро перед детьми выставляется дверь с замком. Рядом висит ключ.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, это дверь в королевство Зеркал, давайте её откроем.
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем.
Покачаем – 1, 2, 3.
Дверь, замочек отомкни.
Открываем замок.
Двери открываются – путешествие начинается.
Проходим через дверь и видим сундук, на нем записка: «Чтобы пройти дальше, отгадай, что во мне спрятано:
На стене висит картина
И чего там только нет.
И шкафа половина
И дедушкин портрет.
И даже телевизор
В картине засверкал.
Шагал кот по карнизу
В картину ту попал». (зеркало)
Воспитатель: Правильно, это - зеркало.
Открываем сундук, там зеркала разной формы.
Воспитатель: Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показать детям, но какое задание мы должны выполнить не знаю.
- Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы? А чем же они отличаются друг от друга?
- по форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные;
- по величине: большие, маленькие;
- по цвету:…
- Молодцы, вы, верно нашли отличия.
Игра «Каждому зеркалу своё место!».
-Ой, смотрите, в сундуке есть какие-то коробки, на коробках нарисованы геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник.) наверное, это и есть задание, но я не могу догадаться, какое (ребята должны догадаться, что каждое зеркало нужно поместить в коробку с геометрической фигурой: круглое зеркало – в коробку с кругом и т. д.)
Опять находим в сундуке ещё одну записку: «Молодцы! Все справились с заданием. За это я дарю вам картонные зеркала, они вам пригодятся». Говорим «Спасибо».
-Нам можно отправляться дальше.
Приходим к столу с табличкой «Дом тётушки Аксал». Выходит тётушка Аксал.
Тётушка Аксал : Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в королевстве Зеркал. А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё отражение? Где? (дети высказываются).
№1 опыт «Отражение в воде».
На столе посуда с водой, песком, речными камешками и ракушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу.
тётушка Аксал : Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера (Слайд с изображением озера) или реки (Слайд с рекой). И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение (Слайд с картиной Виктора Васнецова «Алёнушка»).
Воспитатель: А кто знает, как называется эта картина?
Правильно, это картина Виктора Васнецова «Алёнушка».
тётушка Аксал : Мы с вами сказали, что свое отражение можно видеть в воде рек и озер. Вот у нас тоже вода. Мы видим на ней свое лицо? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.
Воспитатель: А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли увидеть свое отражение?
Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.
тётушка Аксал: А когда ветерок рябит воду, в ней можно увидеть только солнечные блики (включается настольная лампа над водой). А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Ребята, так что же мы с вами сделали, чтобы у нас стало видно отражение лица в воде? (сделали дно тёмным и погода должна быть безветренной и не солнечной). Молодцы, ребята, вы хорошие ученики, я дарю вам за это морские ракушки и речной песок, это вам еще пригодится. Прощаемся, идем дальше.
Приходим ко 2-му столу с надписью: «дядюшка Бар».
№2 опыт «Отражение в металле».
Дядюшка Бар: Здравствуйте, друзья. Куда путь держите?
Воспитатель: Мы путешествуем по королевству Зеркал. Были в гостях у тётушки Аксал и узнали, что когда не было зеркал, человек смотрелся в озеро или реку и видел свое отражение.
Дядюшка Бар: Верно, но погода не всегда хорошая, а в плохую погоду не увидишь свое отражение в водоемах.
И поэтому, однажды, человек нашел кусок метала.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет он
Зеркалом назвал.
Воспитатель: Совершенно верно. Люди брали кусок железа и долго-долго терли его мягкой тряпкой - полировали его.
Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит. Показать, как полируют металл.
Дядюшка Бар: Посмотрите, у меня есть самовар, он сделан из чего, ребята? (из металла). Я его долго полировал и теперь в него можно смотреться, как в зеркало. (смотримся в самовар, сравниваем кусок неотполированного металла и отполированный самовар).
Дядюшка Бар: чтобы отправиться дальше, выполните мое задание. Игра «Найди металлический предмет и заметь своё отражение в нём». Дети находят на столе среди различных предметов металлические чайник, кастрюлю, половник, ложки, смотрятся в них и находят своё отражение.
Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть своё отражение. Так как можно найти своё отражение с помощью металла? Правильно. За то, что вы такие молодцы, я дарю вам украшения из металла, берегите их, они вам пригодятся. До свидания!
Идем дальше.
Воспитатель: дядюшка Бар все правильно рассказал нам о металле, но сейчас – то мы с вами пользуемся зеркалами. А как же стали изготавливать зеркала?
Подходим к Столу с надписью «зеркальщик Гурд».
№3 опыт «Изготовление зеркала».
зеркальщик Гурд: Рад приветствовать вас в моей мастерской по изготовлению зеркал.
Воспитатель: здравствуй, зеркальщик Гурд. Мы рады, что попали в твою мастерскую. Ты-то нам и расскажешь, как изготавливают зеркала.
зеркальщик Гурд: человеку нравилось, что он может видеть свое отражение в металлических предметах. Но носить с собой кастрюли и ложки для того, чтобы увидеть свое отражение, неудобно. И тогда человек придумал наносить тонкий слой металла на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой металла, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
Воспитатель: Гурд, а можно мы с ребятами сами попробуем сделать зеркало.
Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение? Правильно, положить под стекло тонкий слой металла. Возьмем фольгу. Фольга – это тонкий слой металла.
- Вот мы и придумали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?
зеркальщик Гурд: Молодцы, ребята, у меня для вас тоже есть подарок. Я дарю вам вот эти необыкновенные цветные стеклянные камешки.
А еще у меня есть волшебные зеркала. Подойдите к ним и увидите свое отражение.
Физминутка:
чтобы увидеть свое отраженье, давайте произнесем волшебные слова:
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
И снова повтори!
(звучит музыка, танцуют танец).
- Мы с вами отправляемся дальше по Зазеркалью.
Выскакивает из-за кулис король Ягупоп (попугай).
Король: Не пущу! Кто такие, почему в мое королевство без моего ведома пожаловали?
Воспитатель: не сердись, уважаемый король. Мы с ребятами путешествуем по вашей стране Зазеркалье. Здесь очень интересно.
Король: Кто пустил! Кто разрешил? Связать! Скрутить. (думает) ну ладно, может быть пущу, если сосчитаете все отражения, какие встретятся на вашем пути.
На проекторе по очереди появляются слайды, а в это время король загадывает загадки:
В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Сколько было всех зверей? (10)
***
Я в зеркале увидел отраженье:
Два ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан,
Два зайчишки били в барабан,
Подскажи скорей,
Сколько было всех зверей?
***
У крылечка протекала речка
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук-мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось птичек?
Воспитатель: Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.
Король: Все равно не пущу! Здесь жить останетесь! (кричит) Стража, взять их!
Воспитатель:Подожди, уважаемый Ягупоп. Ты же добрый король, хороший, давай договоримся. Мы тебе сделаем твои любимые зеркала неземной красоты, а ты за это отпустишь нас с ребятами домой.
Король: ну ладно, так и быть, уж очень мне эта идея нравится. Но на изготовление зеркал у вас 5 минут. Не справитесь, голова с плеч.
Воспитатель: Ребята, успеем? (да). Вот теперь вы поняли, для чего нам наши новые друзья подарили ракушки, песок, картонные зеркала и т. д. Доставайте всё и будем делать королю красивые зеркала, только помните, что у нас всего 5 минут.
Дети делают аппликацию из подручного материала на картонных зеркалах (т. е. украшают зеркала). По завершению дети дарят свои зеркала королю, тот восторгается, любуется в них. Король отпускает всех домой.
Заключительная часть.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад:
Мы три раза хлопнем, (1, 2, 3)
Мы три раза топнем, (1, 2, 3)
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
Возвращаемся через ту же дверь, в которую вошли. Становимся в круг.
- Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? (ответы детей) Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями, а что нам в этом помогло, конечно же дружба!
Рефлексия.
- Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью, протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Всем спасибо!
Ритуал прощания.
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем ДО СВИДАНЬЯ!