анастасия аверкиева
Конспект ООД «Что за радость — народная глиняная игрушка!»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме «Что за радость – народная глиняная игрушка!»
Цель: воспитание трудолюбия через развитие устойчивого интереса к лепке, положительного к ней отношение, желания ею заниматься по собственной инициативе.
Задачи:
Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке.
Познакомить с особенностями изделий дымковских, филимоновских, каргапольских мастеров.
Воспитывать эстетический вкус, чувства ритма, цвета, композиции.
Публикация «Конспект ООД „Что за радость — народная глиняная игрушка!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Воспитание эстетической восприимчивости к действительности и искусству.
Развивать желание самим творить по мотивам русского народного творчества.
Ход ООД:
1. Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем с вами в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музее изобразительных искусств можно увидеть картины великих художников; в зоологическом музее – чучела различных животных; в краеведческом – узнать и посмотреть, какой была жизнь в городе в давние времена.
В нашем маленьком групповом музее тоже представлены игрушки. Но, как говорит русская народная пословица, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому давайте пройдем в наш музей, чтобы все увидеть своими глазами.
(Дети проходят к столам с расположенными на них игрушками).
2. Основной этап.
Воспитатель: Перед нами выставка народных игрушек. Из чего сделаны все эти игрушки?
– Верно, все эти игрушки из глины. Какие они все разные! Некоторые из них нам знакомы. Что же делали народные мастера, чтобы из невзрачной темной разваливающейся глины получались такие светлые, яркие, прочные игрушки?
Дети: Глину собирали, смешивали ее с мелким речным песочком, чтобы во время обжига игрушки не трескались. Затем обжигали в русской печке. Потом игрушку обмакивали в раствор мела с молоком и она из коричневой становилась белой. Потом просушивали и раскрашивали яркими красками.
Воспитатель: А теперь давайте внимательно посмотрим на игрушки, расположенные на первом стенде. (Подходим к первому столу). Посмотрите на эти игрушки. Они нам знакомы. Как они называются и почему именно так?
Дети: Дымковские игрушки. Потому что такими их придумали и первыми начали делать в очень давние времена в селе Дымково.
Воспитатель: Экскурсовод первого зала музея Юля расскажет нам о дымковских игрушках.
Юля: Издавна в селе Дымково проходили весной большие ярмарки, на которых люди продавали и покупали разные вещи. И вот всю зиму женщины села Дымково лепили для продажи на ярмарке глиняные игрушки. Зачастую это были свистульки. И наполнялась ярмарка веселым свистом. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».
Воспитатель: Спасибо. А Оля расскажет нам стихотворение о дымковской игрушке.
Оля: Мягко падает снежок. Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом – точно в дымке все кругом,
Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, там рождались чудо–сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки непростые, а волшебно расписные:
Белоснежны как березки, клеточки, кружки, полоски.
Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Какие цвета брали для росписи дымковских игрушек?
Дети: Желтый, синий, красный, зеленый, черный.
Воспитатель: Рассмотрите узоры на этих игрушках. Какие элементы встречаются чаще всего?
Дети: Круги, овалы, клетки, полоски, точки.
Воспитатель: А теперь перейдем к следующему стенду. А здесь какие игрушки представлены?
Дети: Филимоновские.
Воспитатель: Да, мы тоже раньше знакомились с ними. О филимоновских игрушках нам расскажет экскурсовод Лера.
Лера: Название этих игрушек идет от тульского села Филимоново. Они тоже яркие, нарядные, веселые. Но их не спутаешь с дымковскими. У них вытянутые формы и своя особая роспись. А еще – все филимоновские игрушки – это свистульки.
Воспитатель: Да, филимоновские игрушки вытянутые. Как будто они удивляются чему то, сильно вытянув шеи. Коровы при этом становятся похожими на жирафов, медведи – на Змей Горынычей. Какие три главных цвета используются в их росписи?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Какие элементы чаще встречаются в росписи филимоновских игрушек?
Дети: Это чаще всего полоски. К ним добавляются точки, круги, звездочки.
Воспитатель: Верно. И, как уже сказала нам экскурсовод, все филимоновские игрушки – это свистульки (демонстрирует). А Илюша прочитает стихотворение о филимоновских игрушках.
Илья: Длинношеие игрушки скачут по дорожке.
У лошадок – только ушки, у коровок – рожки.
Чудо-глину добывают в области да Тульской.
Вылепляют, обжигают звонкую свистульку!
И полоской украшают: красной, желтой, синей
И зеленой. Потешает пестрота всех линий.
А на грудку к петушочку солнышко уселось,
Чтобы милому сыночку весело свистелось!
(Переход к другому «стенду»).
Воспитатель: И здесь тоже народные глиняные игрушки. А родом они из далекого северного села Каргаполь и называются каргапольские. Посмотрите, как они отличаются от дымковских и филимоновских. Давайте послушаем, что нам расскажет о них экскурсовод Полина.
Полина: Эти игрушки кажутся неуклюжими, тяжеловесными. У них большие головы, большие руки и ноги, сплющенные лица. Расписаны они простыми и ясными узорами: большие огненно–красные круги, кресты, кольца, веточки растений. На одной игрушке красок не больше 3–4 цветов. И цвета эти неяркие.
Воспитатель: Вот и прошли мы по нашему музею. Скажите мне, что объединяет все увиденные нами здесь игрушки?
Дети: Все они придуманы русскими мастерами очень давно, все они сделаны из глины, ими можно играть.
Воспитатель: А в чем различия?
Дети: У них разные формы и разные узоры в росписи.
Воспитатель: А сейчас мы с вами из музея переходим в мастерские и продолжим работу над игрушками, которую начинали раньше. Каждый из вас выбирал, какую игрушку слепить, затем мы ее грунтовали, т. е. закрасили белым цветом. А теперь нам надо их раскрасить, расписать характерными узорами. Но сначала мы разомнем свои пальчики, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики,
Пополам согните, в кулачок сожмите,
Раскройте ладошки, встряхните немножко.
Чтоб красиво рисовать, надо ручкам отдыхать.
(все движения выполняются согласно тексту)
Воспитатель: Теперь проходите к тем игрушкам, которые вы слепили ранее.
(Дети проходят к столам с глиняными заготовками и материалами для рисования, садятся).
Эта мастерская. Первый стол у нас будет для дымковской игрушки. Вот этот второй стол – для филимоновской игрушки. Третий стол – для каргапольской игрушки.
(У каждого стола мольберт, на нем лист с отдельными элементами нужной для данного стола росписи).
Воспитатель : На этом листе (показ детям, сидящим за первым столом) дымковские узоры, напоминающие, как можно расписать дымковскую игрушку. На этом… (то же самое – детям, сидящим за 2–м и 3–м столами). А сейчас приступайте к работе.
(Дети рисуют. В это время звучат записи русских народных песен).
(По окончании работы воспитатель помогает детям разместить свои игрушки на демонстрационной лесенке).
3. Заключительный этап.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, какие замечательные веселые игрушки у нас получились. И дымковские, и филимоновские, и каргапольские. Как различаются они, но все хороши!
Изделия русских игрушечников – наша национальная гордость. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно увозят домой на память нашу русскую народную игрушку. И, как знать, может для кого то из вас изготовление игрушек станет профессией, вы тоже будете народными умельцами.
Хороша игрушка расписная : вся поет, бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая ставшего искусством ремесла.