Коновалова Наталья Владимировна
Проект «Воронежская глиняная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождали человека. Из предмета культового назначения языческой религии они превратились в современном мире в предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования.
Изучение русской глиняной игрушки началось в конце 19 – начале 20 века. Первые известные игрушки появились примерно 4 тысячи лет назад. Сохранились, в основном, изделия 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др.
Публикация «Проект „Воронежская глиняная игрушка“» размещена в разделах
Меня интересует народное творчество Воронежского края, поэтому я решила рассказать о воронежской глиняной игрушке, о которой, я думаю, мало кто из ребят слышал, ведь о ней сохранилось не много сведений.
Цель моей работы:
На основе изучения видов воронежской игрушки, традиций народных мастеров изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку.
Знаете ли вы, что к настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты! Это птички-свистульки и игрушки среднего размера : конь, баран, утка, барыни, дудки и т. д. Воронежская игрушка так и не стала промыслом, ее изготовляли мастера гончарного дела одновременно со своей основной работой.
Игрушки делали разные : небольшие куколки, свистульки, животные.
Очень интересные воронежские бабы-барыни начала XX в., которые хранятся в коллекции Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге. Они изготовлены из белой глины, имеют средние размеры, высота 15 см, лишены лепного декора и очень сдержанно расписаны штрихами и полосами в два цвета по естественному фону обожжённой глины. Образ этих игрушек олицетворяет кормилицу.
На голове капор с косицами. Так раньше женщины носили головной убор, спрятав щеки. Характерная особенность барыни в её руках: они в виде лапы, которые крепко обнимают детей в одеяльце. Роспись костюма повторяет узор на старинных игрушках.
Еще одна из игрушек - колокольчик «Вождение козы» - рассказывает историю о ряженных в фольклоре Воронежской области. К рогатине прибивали поперечную палку, вешали на неё "бороду", одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, колядовали и собирали подарки.
В настоящее время в Воронежской области мастером изготовления глиняной игрушки является Арефьева Галина Ивановна. В честь нее данный промысел назван Арефьевским потешным.
Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовлению глиняных игрушек. Галина Ивановна основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей.
Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, орнамент на игрушках – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение земли Воронежской области.
Воронежские аниматоры из студии «Телескоп» решили вернуть память о воронежской игрушке в массы, воспроизвести ее характерные особенности в пластилиновой анимации. После обработки пластилин выглядит как глина, из которой лепили традиционные народные игрушки. Таким образом, пластилиновые мультфильмы наполняются ожившей воронежской игрушкой.
Я так заинтересовалась данной темой, что решила самостоятельно изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку! В магазине я купила глину и, подготовив рабочее место, принялась за дело!
Сначала сделала основу в виде конуса, полого внутри. Потом изготовила капор.
Затем сделала ребеночка и приклеила его к телу барыни. Сделала руки, приклеила их к спине так, чтобы спереди они обнимали ребенка.
Палочкой сделала глаза, рот, пальцы рук, украшение на шею, после чего высушила игрушку и раскрасила её. При росписи использовала красный цвет, который является символом красоты, здоровья. Жёлтый цвет обозначает тепло. Узоры на платье символизируют солнце, линии на руках – символ земли.
Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших.
Мы должны помнить и бережно хранить традиции народных мастеров. Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре.
Очень надеюсь, что благодаря моему выступлению вы узнали что-то новое об истории и культуре нашего родного края.
Спасибо за внимание!