Юлия Распопова
Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность – ФЦКМ; конструирование) детей старшей группы
Тема: «Русская народная игрушка - кукла "Пеленашка"»
Подготовила: воспитатель Распопова Юлия Михайловна
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через изготовление тряпичной куклы «Пеленашка».
Задачи.
Образовательные:
• продолжать знакомить с традициями русского народа через народные игрушки.
Публикация «Конспект ОД детей старшей группы на тему „Русская народная игрушка — кукла „Пеленашка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Одежда, обувь, головные уборы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
• расширять знания детей о народной игрушке – тряпичной кукле.
• учить делать тряпичную куклу «Пеленашка».
Развивающие:
• развивать у детей творческие способности, воображение при создании кукол-оберегов.
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
• воспитывать желание помочь сказочному персонажу.
• дать ребенку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Планируемые результаты: дети научатся делать тряпичную куклу «Пеленашка».
Целевые ориентиры:
«ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. У ребенка развита мелкая моторика».
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):
для воспитателя: кукла-пупс, люлька, проектор, ноутбук, лоскуты ткани яркой расцветки 13х15 см, белой ткани 20х30 см, лоскут разноцветной ткани треугольной формы, разноцветные нитки, кусочки атласной тонкой ленты ярких расцветок.
для детей: лоскуты ткани яркой расцветки 13х15 см, белой ткани 20х30 см, лоскут разноцветной ткани треугольной формы, разноцветные нитки, кусочки атласной тонкой ленты ярких расцветок.
Предварительная работа: экскурсия в Музей кукол, рассматривание иллюстраций с изображением народных кукол; совместное изготовление кукол родителей с детьми; проведение мастер-класса для родителей «Изготовление тряпичных кукол»; заучивание потешек, пальчиковой гимнастики «Тряпичные куклы», хороводной игры Хороводная игра «Ходим, ходим хороводом…»
Этапы ОД
Мотивационный этап
В. Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся и пожелаем им хорошего настроения.
Дети здороваются с присутствующими и садятся на стульчики.
Воспитатель обращает внимание детей на люльку с куклой.
В. Ребята, посмотрите, что это?
(Создаем ситуацию затруднения для детей, т. к. дети этого не знают).
В. Ребята, это люлька – кроватка для младенца. Посмотрите, кто в ней лежит?
Ответы детей.
В. Ребята, у младенца в кроватке лежала кукла, которая оберегала его ото всего дурного. Но случилось так, что из его люльки пропала эта кукла-оберег.
В. Ребята, что же делать?
(Предположения детей)
Ориентировочный этап
В. А как мы сможем помочь нашему малышу и защитить его?
(Предположения детей. Воспитатель подводит детей к выводу: можно сделать куклу.)
В. Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми куклами- оберегами. Вспомните, как называлась кукла, которая находилась в кроватке у младенца?
(Высказывания детей: происходит опора на предыдущие знания и опыт детей.)
В. Пеленашка - это кукла-младенец, древнейшая кукла-оберег. И именно она находилась в люльке у младенца.
В. А как вы думаете, из чего можно сделать куклу для младенца?
(Предположения детей.)
В. Да, ребята, и кукла-оберег, находившаяся в люльке, тоже была сделана из ткани.
В. Ребята, хотите посмотреть на кукол из ткани?
Демонстрация тряпичных кукол на слайдах.
В. Слайд 2. Полюбуйтесь на этих кукол. Вам они нравятся? Зачем нужны куклы? (Ответы детей).
В. С некоторыми тряпичными куклами мы уже знакомы.
Слайд 3. Это кукла Травница. Почему ее так называли? (Предположения детей)
Это тоже кукла – мешочек.
В него клали сушёную лекарственную траву. Как вы думаете, зачем? (Предположения детей).
Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав.
В. Слайд 4. А это кукла Кубышка.
Она приносит в дом богатство. Как думаете, почему ее так назвали? (Создаем ситуацию затруднения для детей, т. к. дети этого не знают).
В деревянных ёмкостях-кубышках богатые люди хранили деньги. Посмотрите, какая эта кукла пышная, настоящая кубышка.
В. Слайд 5. А это кукла Радость. Как вы считаете, почему ее так назвали?
Предположения детей.
В. Эта кукла помогала людям приблизить приход весны. Она символизирует наступление, тепла, приход радости и веселья, обретение счастья и исполнение желаний.
В. Слайд 6. Кукла Утешница. Как вы думаете, почему ее так называли? (Предположения детей).
Воспитатель обобщает: Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.
В. Слайд 7. А это знакомая нам кукла-Пеленашка. Это кукла-младенец, древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке у младенца.
В. А вы готовы сделать для нашего малыша такую куклу? Ответы детей.
В. Значит, у вас обязательно все получится.
В. Ребята, но прежде, чем приступить к изготовлению куклы для малыша, нужно подготовить наши пальчики и сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы».
С нами ты уже знаком (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вверх; сжимание и разжимание кулачков, ратопырив пальцы) -
Мы из ярких лоскутков (хлопки ладонями с усилием).
Людям помогаем (похлопывание ладонями по груди)
И оберегаем (обнимают себя обеими руками).
Кукла Кувадка, кукла Кубышка,
Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка (загибают поочерёдно пальцы на левой руке пальцами правой руки).
Кукол в корзинку мы соберём (ладони соединены, раскрыты «корытцем»)
И на полку в музей отнесём (ладони соединены, раскрыты вверх).
В. Отдохнули? А теперь я предлагаю вам приступить к созданию куклы-Пеленашки.
Исполнительский этап
В. Будем делать с добрыми мыслями, с хорошим настроением, чтобы добрыми получились наши куколки и смогли уберечь нашего младенца от всего злого.
В. Для изготовления куклы нам понадобится 2 лоскутка белой ткани, ткань декоративная разноцветная, нитки, разноцветные яркие атласные ленты. Как вы думаете, что делаем из белой ткани?
Предположения детей.
В. Положите перед собой белый кусочек ткани, разровняв его. Отогните край ткани по длине, загнув его внутрь, а затем полностью накройте его другим краем. Смотайте получившийся отрезок в рулон. Постарайтесь не затягивать материю слишком туго, но и не оставлять скрутку слишком свободной. Как вы думаете почему?
В. Обматываем рулончик посредине красной нитью. Для чего это нужно сделать?
Предположения детей.
В. Как вы думаете, зачем нужен треугольный разноцветный лоскут ткани? Что из него можно сделать?
Д. Платок.
В. Накрываем голову кукле платком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем совсем немного большую сторону треугольника; укладываем куклу головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, а кончики косынки прячем назад и заправляем за нитку.
В. У нас остался последний лоскут ткани. Как вы думаете, что мы будем делать из него? (Предположения детей.)
В. Из этого лоскутка мы будем делать пеленку для нашей куклы. Положите ткань и подогните немного верхнюю часть. Теперь положите на нее своих куколок-Пеленашек и подворачиваем нижнюю часть пеленки, укрывая ей куклу. Как вы думаете, а что нужно сделать дальше? Предположения детей.
В. Заворачиваем левую и правую часть пеленки и перевязываем куклу лентой. Как вы думаете, для чего нужного перевязать пеленку лентой.
Предположения детей.
В. Получилась наша куколка?
Ответы детей.
Выполнение работы детьми.
i]Итог. [/i]
В. Молодцы, ребята, какие красивые куклы у вас получились. Какую куколку мы делали? Зачем мы делали куколок?
Высказывания детей.
В. Из чего мы сделали кукол?
Ответы детей.
В. Давайте с вами немного отдохнем и поиграем.
Хороводная игра «Ходим, ходим хороводом…»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали, (Прыгаем)
Потопали (Топаем)
В ладошки мы похлопали. (Хлопаем).
Рефлексивный этап
В. Ребята, что вам сегодня особенно понравилось? Что было трудно?
Высказывания детей.
Перспективный этап
В. Ребята, а вы сможете кого-нибудь научить делать такую куклу?
Высказывания детей.
В. Я предлагаю вам дома рассказать родителям о таких куклах.