Трофимова Юлия
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Народная игрушка — матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области :
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Народная игрушка - матрёшка»
Интеграции:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Двигательная деятельность
Коммуникативная деятельность
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Цель: Формирование интереса к матрешке, как символу народного искусства
Задачи:
Образовательные :
• Познакомить с историей матрешки
• Упражнять в счете до5
• Соотносить предметы между собой по величине
• Вводить в словарный запас новые слова: «токарь», «заготовка», «художник»; упражнять в использование в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», «побольше».
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предметам народного творчества
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Развивающие :
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки
• Развивать связную речь
• Развивать чувство цвета, умение определять и правильно называть цвета
• Развивать творческую активность
• Развивать слуховое внимание.
Активизация словаря:
Народная игрушка, заготовка, художник, узоры, роспись, орнамент, токарь, матрешка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь», разучивание стихотворений.
Средства ППРОС : деревянные игрушки : русская матрёшка, матрешка – башкирка, волшебная коробка, колокольчик, презентация «история создания матрешки», иллюстрации, бумажные матрешки – силуэты.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся! Дорогие гости и дети, посмотрите друг на друга, подарите друг другу доброжелательную улыбку. Улыбка – залог хорошего настроения, обмениваясь таким живым подарком, мы дарим друг другу здоровье и радость.
И с хорошим настроением продолжаем.
Воспитатель: Посмотрите на меня, сегодня я выгляжу необычно, на мне яркий сарафан, кокошник расшитый бусинами, нравится? И пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я с собой принесла коробочку, хотите узнать, что там? Но сначала нужно отгадать загадку! (Читаю детям загадку.)
Загадка:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружки.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Дети. Матрешка.
Воспитатель. Правильно, это русская народная игрушка - матрёшка. (Достаю и показываю матрёшку.)
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка - кукла расписная,
А как назвать её не знал.
Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А может на Танюшку?
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
А мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Посмотрите, какую красивую, нарядную игрушку я вам принесла. Вам нравится матрешка? Это самая известная народная игрушка. Хотите узнать о ней? Тогда садитесь по удобней и послушайте мой рассказ.
Когда-то, давным - давно у детей не было так много разных игрушек, как сейчас и родители им мастерили игрушки сами, в основном из дерева.
Видео - слайд
Для того чтобы получилась такая кукла, трудятся много людей. Матрешка сделана из дерева, токарь из полена вытачивает заготовку, затем покрывает грунтовкой, чтобы убрать шероховатость. Потом художник наносит рисунок гуашью и начинает последовательно расписывать лицо, косынку, сарафан, передник. Русская матрешка расписывается очень ярко. Различные цветы, ягоды, грибы украшают ее наряд. Затем покрывает лаком, для блеска и так расписывают все матрешки. Каждая матрешка изготавливается с теплотой и любовью. Игрушка безопасна для детей, она округлой формы, не имеет мелких частиц, поэтому играть с ней могут даже самые маленькие дети, а взрослые украшают ими свои квартиры или коллекционируют. Относиться к матрешке нужно бережно, аккуратно, как и к любому труду народных мастеров.
Давайте мы с вами немножко поиграем.
Физминутка
Хлопают в ладоши дружные матрешки
На ногах сапожки, топают матрешки
Влево, вправо наклонились, всем знакомым поклонились
Девчонки озорные, матрешки расписные
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Давайте присядем и дальше послушаем!
А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна, а так как кукла маленькая –Матрешка. Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше и так из одной игрушки получаются 3,5,7 кукол.
(Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе по росту)
Воспитатель. Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети. Пять матрешек.
Ангелина, выйди сосчитай. (пять)
А сколько было? (одна)
Воспитатель. А какие матрешки?
Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Проведем упражнение по величине. Нужно поставить матрешки по убывающей величине, от большой к маленькой.
Приглашаю Эльвину и Энже выполнять упражнение.
Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь?
Дети. Гладкая.
Воспитатель. А почему она такая гладкая?
Дети. Ее покрыли лаком.
Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети. Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель:
Предлагаю еще поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей». Дети собирают матрешек из двух частей.
Молодцы! Все правильно справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрите, еще какая у меня матрешка есть. Матрешка – башкирка, ее делают башкирские умельцы. Деревянные фигурки в национальных костюмах с элементами башкирского орнамента (бабочка, ромб, кускар). Это и отличает русскую матрешку от башкирской матрешки.
Воспитатель: Поиграем в башкирскую хороводную игру «Назови, кто я?» Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу, поют песенку. В кругу водящий с завязанными глазами.
- Солнце жаркое печет,
Песенку ручей поет,
Ты скорее угадай,
Где капель поет, узнай!
По окончании пения воспитатель дает одному из детей колокольчик. Ребенок, звеня в колокольчик, говорит: «Я здесь!» Водящий определяет, у кого колокольчик и называет имя ребенка. (Играют 3 – 4 раза). - Молодцы, а сейчас приглашаю вас на места
Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрёшку от другой.
Упражнение на внимание: «Найди различия».
На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.
Рефлексия:
Вопрос Ответ
О чем мы сегодня говорили? О народной игрушке – матрешке
Из чего изготавливают матрешку? Матрешку изготавливают из дерева
Чем расписывает художник? Художник расписывает гуашью
Какие чувства вызывает у вас матрешка? Чувства тепла, любви, бережливости
Кому бы вы хотели подарить матрешку? Маме, папе и т. д.
Молодцы! Девочки и мальчики, вы были такие внимательные, дружные как матрешки. Правильно отвечали на вопросы. Я хочу подарить вам раскраски с изображением матрешки, чтобы вы в свободное время сели и раскрасили.