Боцулко Оксана
Конспект ОД по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «Овощи. Огород»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
• закрепить знания детей об овощах;
• учить составлять описательные рассказы;
• учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах;
• образовывать прилагательные от существительных;
• образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
• развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект ОД по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе „Овощи, Огород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
• демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая»,
• муляжи и картинки овощей,
• картинно-графический план;
• раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.
Образователь-
ная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая
деятельность 1. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет какой-либо овощ.
Речевое развитие Речевая деятельность
Игровая деятельность 2. Дидактическая игра «Осенний лес».
Мы приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков.
Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.)
— Значит, в какой лес мы приехали? (В осенний.)
— Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.)
— Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т. д.
Речевое развитие Речевая деятельность
Игровая деятельность 3. Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам)
— Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)
— Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т. д.)
— Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.)
— Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.)
— Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)
— Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)
— Что это? (Помидор.)
— Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)
— Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор —круглый. Огурец — зеленый, а помидор — красный.)
Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.)
(Рассматривают еще две пары овощей.)
— Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке.
(Каждый ребенок находит карточку.)
— Андрей, ты отгадал, какой овощ растет на этой грядке (Свекла.)
— Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.)
Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.
— Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи : и большие, и маленькие (показывает картинки).
Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик. (Аналогично по каждому овощу.)
Физическое развитие Двигательная деятельность 4. Физкультминутка «Паровозик» (элемент логоритмики).
Дети встают друг за другом, двигаются вперед, двигаются быстрее, «пыхтят», останавливаются, повторяют хором.
— Вставайте в паровозик.
«Чух-чух-чух» —
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь!» — кричит.
Как паровоз кричит?
_ «у-у-у-у.»
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие Речевая деятельность
Игровая деятельность 5. Дидактическая игра «Повар и овощи»
— Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять —
начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
В овощи вы превратились.
Дети считают хором,
хлопают, топают, крутятся, останавливаются.
(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)
— Что это? (Капуста.)
— Кем ты будешь? (Капустой.)
(Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)
— В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т. д.)
— Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу)
— Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы)
— Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту)
— Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту)
— Какие овощи можно печь? (Картофель)
— Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Входят дети с эмблемами овощей : картофель, лук, морковь, чеснок.)
— Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
— А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
— Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
— А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)
— Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.
Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность, Изо-деятельность 6. Домашнее задание – приготовить рассказ о любимом овоще мамы или папы, нарисовать огород.
Речевое развитие Речевая
деятельность 7. Итог занятия и домашнее задание
— Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил повар нам из овощей.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД.
Материал для закрепления для воспитателя, родителей и на индивидуальных занятиях.
I. Запомнить названия овощей.
Уметь составлять описательный рассказ по плану. Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?Уметь находить сходство и различие между овощами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т. д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: огурец — огурчик.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Например: Чья это репа? — Это моя репа.
7. Согласование прилагательных с существительными в роде,числе. Например красный помидор, желтая репа.
6. Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
— Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусные? Сочные? Ароматные?
7. Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три., четыре. и т. д.
8. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
9. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.
Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.