Тарасова Наталья петровна
Консультация для родителей «Использование игрового самомассажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической работы.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, самомассажа.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
• Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
• Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
• Можно использовать без специального медицинского образования.
Правила:
• Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
• Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
• В один сеанс может включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
• Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:
• Общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
• Артикуляционный (самомассаж губ, щек, языка);
• Пальчиковый.
Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.
Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.
Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.
Рассмотрим общий и артикуляционный самомассаж.
Общий.
Мышц головы и шеи
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.
«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движение обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.
Ушных раковин.
Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).
Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1-2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
«Погрели ушли». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.
«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-2 сек.
«Ушки на макушке».
Взяли ушки за макушки
(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули (Несильно потянуть вверх)
Пощипали (Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали.
(С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать:
Пальцами скорей размять…
(Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Тела.
«Пироги».
За стеклянными дверями
(Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу)
Ходит мишка с пирогами
(То же по правой руке)
Здравствуй, Мишенька - дружок,
(Хлопки по груди)
Сколько стоит пирожок?
(Хлопки по бокам)
Пирожок-то стоит три,
(Хлопки по пояснице)
А готовить будешь ты!
(Хлопки по ногам сверху вниз)
Напекли мы пирогов,
К празднику наш стол готов!
(Поглаживание рук, корпуса, ног)
Артикуляционный.
Артикуляционный самомассаж делается с целью улучшить кровообращение и увеличить пластичность мышц языка, губ, щек. Он особенно полезен детям с дизартрией. Массажные движения делают мышцы гибкими, пластичными, улучшают работоспособность. От массажа улучшается микроциркуляция кислорода в сосудах, капилярах, тканях. При систематическом выполнении самомассажа результативность коррекционной работы по коррекции звукопроизношения увеличивается.
Артикуляционный самомассаж – это также и динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет упражнения,которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Мышц лица.
«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Лёгкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3-5 сек.
Мышц щёк.
«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиков пальцев по щекам.
«Погреем щёчки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щёк сначала по часовой стрелке, а затем против. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
«Пальцевый душ». Набрать воздух под щёки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
«Испечём блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить лёгкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Мышц губ.
«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.
«Весёлый клоун». Движение указательными и средним пальцами от середины нижней губы к уголкам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта, а затем к уголкам нижней челюсти.
«Клювик». Движения указательным и средним пальцами от уголков верхней губы к середине, а затем от уголков нижней губы к середине.
«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
«Расчёска». Поглаживание губ зубами.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
«Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
«Помада». Обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звук «И».
«Расчёска». Слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Мышц языка.
«Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
«Пошлёпывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлёпывая его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперёд и убирая назад в полость рта.
Регулярное выполнение таких упражнений поможет:
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-уменьшить напряженность артикуляционных органов;
-подготовить ребенка к правильному произношению звуков.