Анна Шульга
ООД по региональному компоненту «Весна, весна, поди сюда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные педагогические задачи:
-познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны
-развивать речь,
-заучивая заклички, поговорки;
-воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа;
-прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки).
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны;
-откликается на загадки, потешки, попевки; владеет связной устной речью в общении со взрослыми и сверстниками.
Публикация «ООД по региональному компоненту „Весна, весна, поди сюда!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Материал: иллюстрации о проведении обряда встречи весны, заклички, поговорки, приметы.
Словарная работа: встреча весны, заклички, проводы зимы, поговорки, весна-красна.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек, примет, поговорок о весне.
Содержание деятельности
Бабушка Арина приглашает детей, в руках у нее испеченные из теста «жаворонки».
– Прошу, прошу в избу, гости дорогие. Петушок мой рано встал, всем-всем о весне прокричал. А я думаю, не рано ли? Зима еще царствует в наших краях, уступит ли она свой черед весне-красне? Как вы считаете?
– Посмотрим в окошко да поищем приметы весны. (Ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев.)
Звучат в записи капель, журчание ручьев и т. д.
– Всему свое время. И сколько зима ни лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, поаукаем весну, чтобы она к нам побыстрее пришла. Я вас научу.
Весна, приди!
Три угодья принеси!
Первое угодье –
В реках половодье!
Другое угодье –
Солнце на подворье!
Третье угодье –
Зеленое раздолье!
Звучит музыка. Появляется девочка Весна с букетиком вербы. Малыши водят вокруг нее хоровод вместе с бабушкой Ариной, поют песню.
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Весна выбирает мальчика, с которым они образуют воротца. Дети змейкой проходят через ворота несколько раз.
Весна. А скажите-ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны? (Удлинился день, растаял снег, набухают почки, ожили насекомые, прилетают птицы из теплых краев.)
Сбирались птицы,
Сбирались певчие стадами, стадами
Садились певчие рядами, рядами…
– Нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой. Сорок сороков птиц летят, весну несут.
Показ картинок с изображением перелетных птиц.
– Отгадайте загадки:
• Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг. (Грач.)
• Спереди у птички шильце, позади у птички вильце,
Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)
– Послушайте, как передал в музыке композитор Петр Ильич Чайковский щебетание жаворонков.
Звучит «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Бабушка Арина. 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек (жаворонков, пекли их, мазали медом. У кого не было теста, те лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Все ходили по селу и пели заклички. Давайте и мы споем закличку.
Жаворонки, прилетите,
Красну-весну принесите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Весна. Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам дай телегу.
– В давние времена говаривали:
• Увидел скворца – весна у крыльца.
• Ранний прилет грачей и жаворонков – к дружной весне.
– Повторяйте за мной каждую строчку заклички.
Приди, весна, приди, красна!
Со льдом высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Бабушка Арина. Весна, Весна,
Что ты нам принесла?
Весна. Принесла я вам здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
А третье – человечье!
Дотрагивается до каждого ребенка веточкой вербы.
Бабушка Арина. Вот послушайте, ребята, что я вам расскажу. 23 апреля наступит день Егория-вешнего. По традиции тогда впервые после зимы выгоняют скот на зеленеющие новой травкой луга. Даже пословицы об этом есть.
Пришел Егорий – и весне не уйти.
Чего-чего боится зима,
А теплого Егория – больше всего.
– Выгоняли скот на первую пастьбу освященной веточкой вербы. Егория просили охранить животинку от волка и медведя, приговаривали:
А сегодня Егорий в поле,
Гони скотину на волю!
Ешьте, коровки, траву шелковую,
Пейте, коровки, воду ключевую.
Дети провожают Буренушку бабушки Арины (большую игрушечную корову) «пастись».
Бабушка Арина.
Рано-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».
А коровки по селу:
«Му-му-му» да «му-му-му».
Ты, Буренушка, ступай,
В чистом поле погуляй.
А вернешься вечерком –
Напоишь нас молоком.
– Как вы понимаете поговорку «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда»?
– Конечно, даже чтобы попраздновать, повеселиться, надо потрудиться: и наряды праздничные сшить, и угощение приготовить – все необходимое сделать. Вот такие наши русские традиции.
Воспитатель выносит на подносе «жаворонков», символизирующих приход весны, испеченных руками самих детей. Праздник заканчивается чаепитием.