Любовь Кулешова
Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «ЦРРДС «Звездный»
Консультация для воспитателей
Тема: «Планирование работы по национально – региональному компоненту в не специально организованных занятиях»
Составила: воспитатель Кулешова Л. И.
КБР
п. Звездный
2017г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.
Основными целями регионального компонента являются :
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
обновление содержания общего образования;
овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Национально-региональный компонент в Кабардино – Балкарской республике предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:
приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
изучение русского, кабардинского и балкарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;
ознакомление с историей, географией Республики, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе Шадовой А. П., Штепы Т. Ф. «Национально – региональный компонент дошкольного образования».
Программа направлена на всестороннее физическое, социально - личностное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучение балкарского, кабардинского, русского языка.
Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой народов КБР соотносятся с Программой «От рождения до школы». В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.
Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.
Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;
организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;
театрализованная деятельность, народные праздники.
Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать несколько языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.
Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:
формирование у детей элементарных исторических представлений;
воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;
ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями КБР;
развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей республике.
Столица КБР – город Нальчик. Его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, рас-ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине. Великая сила, объединяющая всех людей,— природа. Знакомство с природой родного края, её особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвёртое направление национально-регионального компонента.
Природа родного края, Родина для ребёнка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годами эти понятия расширяются: родной дом, улица, город (деревня, республика, леса, поля и т. д.
У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому, по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.
Реализация системы ЭКС (национально-регионального компонента) требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов, познакомиться с многонациональной культурой республики поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами могут служить национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.
Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.
Использованная литература:
1. Программа «Национально – региональный компонент дошкольного образования» Шадова А. П., Штепа Т. Ф.
2. Алешина Н. В. “Патриотическое воспитание” – М. : ЦГЛ, 2004.
3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год