МААМ-картинки

Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях

Любовь Кулешова
Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ «ЦРРДС «Звездный»

Консультация для воспитателей

Тема: «Планирование работы по национально – региональному компоненту в не специально организованных занятиях»

Составила: воспитатель Кулешова Л. И.

КБР

п. Звездный

2017г.

Публикация «Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях» размещена в разделах

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются :

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

обновление содержания общего образования;

овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Национально-региональный компонент в Кабардино – Балкарской республике предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

изучение русского, кабардинского и балкарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

ознакомление с историей, географией Республики, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе Шадовой А. П., Штепы Т. Ф. «Национально – региональный компонент дошкольного образования».

Программа направлена на всестороннее физическое, социально - личностное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучение балкарского, кабардинского, русского языка.

Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой народов КБР соотносятся с Программой «От рождения до школы». В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;

театрализованная деятельность, народные праздники.

Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать несколько языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.

Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

формирование у детей элементарных исторических представлений;

воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями КБР;

развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей республике.

Столица КБР – город Нальчик. Его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, рас-ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине. Великая сила, объединяющая всех людей,— природа. Знакомство с природой родного края, её особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвёртое направление национально-регионального компонента.

Природа родного края, Родина для ребёнка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годами эти понятия расширяются: родной дом, улица, город (деревня, республика, леса, поля и т. д.

У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому, по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.

Реализация системы ЭКС (национально-регионального компонента) требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов, познакомиться с многонациональной культурой республики поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами могут служить национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.

Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.

Использованная литература:

1. Программа «Национально – региональный компонент дошкольного образования» Шадова А. П., Штепа Т. Ф.

2. Алешина Н. В. “Патриотическое воспитание” – М. : ЦГЛ, 2004.

3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста в специально организованных играх Игры, формирующие правильное звукопроизношение Лошадка Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и». Оборудование: Игрушечная лошадка.

Картотека дидактических игр по мордовскому региональному компоненту В рамках работы городского центра национальных культур г. о. Саранск, функционирующего на базе нашей ДОО, мной совместно с творческой группой.

Конспект НОД по национально-региональному компоненту «Мой город — Пласт» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта 457020, Челябинская обл., г. Пласт, ул. Титова,.

Конспект занятия по региональному компоненту «Воробьишко» ПЛАН - КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по региональному компоненту "Воробьишка". Младший возраст Цели: Формирование.

Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина» Цели: 1. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии. 2. Развитие чувства композиции,.

Методическая разработка «Перспективное планирование по региональному (башкирскому) компоненту в средней группе» Перспективное планирование по региональному (башкирскому) компоненту в средней группе. Разработал: воспитатель Хафизова Лиза Ирековна Сентябрь.

Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке» Программное содержание: продолжать знакомить детей с малыми формами дагестанского.

Перспективный план по национально-региональному компоненту в средней группе .

Перспективный план работы по региональному компоненту Ставропольского края в подготовительной группе «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях
Опубликовано: 5 июня 2018 в 09:01
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кулешова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД