Маликова Баху
Открытое занятие по региональному компоненту «В аул к горянке»
▼ Скачать + Заказать документы
по региональному компоненту
«В аул к горянке»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с малыми формами дагестанского фольклора: потешки, загадки, считалки.
Знакомить с культурой народов Дагестана.
Учить детей слушать и запоминать доступные по содержанию считалки, песни, загадки.
Публикация «Открытое занятие по региональному компоненту „В аул к горянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Продолжить формировать активный словарь детей: сакля, родник, аул, горы, отара. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, любовь и уважение к труду в селе. Прививать любовь к родному краю.
Участники: дети средней группы.
Материал: картины с саклями, картина аула на фоне гор. В центре сцены – сакля, ковры. На фоне гор, изображён пастух, который пасёт барашек. Там же находится горный родник.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются. Воспитатель обращает внимание детей на центральную стену зала, оформленную в виде сакли на фоне горного пейзажа.
Воспитатель: Ребята, у нас чудесный горный край. Посмотрите, какой у нас этот аул. Он расположен у подножия горных вершин. В этом ауле живут и трудятся скромные горские женщины, с одной из которых мы сейчас с вами познакомимся. А кто она горская женщина - вы узнаете из моей загадки.
Воспитатель загадывает загадку:
Она как фея горная
Глаза опущены
Она в себе достоинство несёт
(Горянка)
Воспитатель: Ребята, кто это? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это горянка. Дагестанскую женщину зовут горянка. И зовут её Аминат.
Воспитатель: Здравствуй, Аминат! Ребята, давайте поздороваемся с Аминат. (дети здороваются)
Горянка : Салам алейкум ребята! Я очень рада нашей встрече с вами! Приходите ко мне в гости, мой родной аул.
Воспитатель: Спасибо тебе, Аминат, за приглашение!
Дети исполняют песню «Долалай»
Хочу пригласить вас всех к себе в гости, мой родной аул.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в аул пришла осень. Дети, какого цвета листья, опавшие с деревьев? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, на деревьях уже больше жёлтых листочков, чем зелёных. Посмотрите, ребята, ко мне на ладошку опустился осенний листочек! Он предлагает нам сыграть в игру. Сейчас мы с вами поиграем в дагестанскую игру «Листочек», а наша гостья, Аминат, поиграет
вместе с нами. Кто начнёт игру? Давайте считаться:
Орайда – райда
Не догоните никогда,
Мы быстрее ослика,
Жеребёнка, козлика.
Воспитатель: Тебе, Магомед начинать игру. Он у нас будет листочком
(воспитатель надевает ребёнку наголовник - листочек).
Дети идут по кругу и говорят слова
Листик резной Оторвись, покружись
Поиграй со мной На ладошку опустись
Выбранный листком Магомед отвечает
Полечу?
Полечу!
Оторваться не хочу
Я на веточке вишу,
Вы мне спойте, я спляшу!
Воспитатель: Аминат, тебе понравилось, как играли наши дети?
Аминат: Очень, понравилось!
Воспитатель: Ребята, сейчас в горах погода дождливая.
Воспитатель: А это потому, что осенью редко выглядывает солнышко, а без него становится неуютно. Давайте обратимся к ветру, чтобы он нам вернул солнышко!
Дети: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Верни нам солнце! .
Воспитатель: Не выходит солнышко. Что же нам делать Аминат?
Аминат: Давайте попросим солнышко выйти из-за тучки!
Дети: Солнышко, солнышко!
Выйди скорей
Высуши лужи,
Землю согрей!
Воспитатель: Услышало солнышко детишек, выглянуло, обогрело землю. В ауле сразу стало теплее. Взрослые и дети выходят на улицу: дети, чтобы поиграть, а взрослые торопятся на свои поля и огороды. Рады солнышку люди. Звучит фонограмма шума дождя и грома.
Воспитатель: Воспитатель раскрывает большой зонт, дети читают потешки:
1 ребё нок: Дождик, дождик понемножку,
Капай, капай понемножку.
Через лужи я скачу
Ноги нам не промочи,
2 ребё нок: Дождик, дождик, подожди,
Надоели нам дожди.
Воспитатель: Прошёл сильный дождь, образовались лужи. Вы знаете, что живёт в лужах? А теперь, я загадаю вам загадку, чтобы узнать, кто живёт в лужах.
Скачет завитушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Воспитатель: Давайте поиграем в дагестанскую игру «Лягушка». Скок, лягушка. (Дети скачут на 2 ногах, передвигаясь вперёд кругу).
Скок - поскок
Скок - поскок
Через порог
До порога, за порог! (Дети перепрыгивают через линию вовнутрь круга).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, посмотрите! (Обращает внимание детей на сороку, сидящую на ветке). Что это за птица? (Ответы).
Полети далёко, Найди в горах отару
Не сиди, сорока, Старого Омара?
Воспитатель: А кого пасёт старый Омар, вы узнаете из моей загадки: Кто таков - под шубой плов (Барашек).
Воспитатель: Да, ребята, это барашек! Барашкам не страшен холод, у них очень тёплые шубки. Старый Омар, пасёт их в любую погоду, ведь они хотят есть. А чем питаются барашки?
Воспитатель: Барашки хотят не только есть, но и пить. Поэтому старый Омар пасёт своё стадо рядом с родником. Для чего нужен родник в ауле? (Ответы детей - вода из родника используется для приготовления пищи, полива огородов, цветов, деревьев).
Воспитатель: Да, ребята, родник для жителей аула - это жизнь, ведь без него ничего не может уродиться. А можно было бы осенью собрать богатый урожай овощей и фруктов, если бы не было воды, не было бы родника в селе? (Ответы).
- А теперь, наша Зайнаб, нам расскажет стихотворение про «Родничок».
Воспитатель: Смотрите, а вот едут машины. Они везут фрукты и овощи для всех дагестанцев, живущих в городе. Давайте пожелаем им счастливого пути и споём песенку («Урожайная»).
Воспитатель: Сегодня мы побывали в горном ауле.
Аминат: Дети, вам понравилось у меня в гостях? (Ответы детей).
Воспитатель: Большое спасибо тебе, Аминат! В память о нашей встрече ребята хотят подарить тебе венок из осенних листьев, который они сделали своими руками и прочитать стихотворения на родных языках.
(Дети дарят подарок Аминат, читают стихотворения).
Аминат: Жаль мне с вами расставаться.
Воспитатель: Да, нам пора возвращаться в детский сад, нас уже там ждут. До свидания, Аминат! До новых встреч.
(Дети прощаются с Аминат).
Воспитатель: Спасибо за внимание.
Воспитатели: Маликова Б. Т.
Омарова А. И.