Таскира Вакилевна Габидуллина
ООД по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение представлений воспитанников о семье и родственных отношениях.
Задачи:
- расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы;
- активизировать словарь по теме «Семья»;
- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных;
- совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики;
Публикация «ООД по речевому развитию в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
Направление образовательной деятельности:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: письмо, микрофон, мяч, поднос, шкатулка, тучки, солнышки на каждого ребенка, сердечко из картона, игрушка Незнайка.
Методы и приемы: чтение стихотворений, загадывание загадок, беседы, объяснения, дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризный момент.
Активизация словаря:
- закрепление словаря: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья, дружные, любимые.
- активизация словаря: существительные (сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, прилагательные (любимая, добрая, родная, глаголы (заботится, любит, жалеет).
Место проведения: групповая комната
Воспитанники заходят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята! Я очень рада вас видеть в хорошем настроении и с улыбками на лицах. У меня тоже сегодня хорошее настроение, а все потому, что я получила утром письмо. Оно необычное, потому что это стихотворение-загадка. Послушайте и отгадайте, про кого эта загадка:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Ответы воспитанников
Стук в дверь, заходит игрушка незнайка.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил, просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?
Воспитанники. Да
Воспитатель. Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы, надеюсь знаете ее.
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)
Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель. А теперь поможем Незнайке разгадать загадки о семье.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый.
Воспитанники. Дед.
Воспитатель. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки,
У любимой ….?
Воспитанники. Бабушки.
Воспитатель. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем?
Воспитанники. Папа.
Воспитатель. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша.
Воспитанники. Мама.
Воспитатель. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая…
Воспитанники. Сестрёнка.
Воспитатель. Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей?
Воспитанники. Семья.
Воспитатель. Итак, ребята, что такое семья?
Воспитанники. Это папа, мама, дети, бабушки и дедушки.
Воспитатель. Семья может быть большой и маленькой. Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.
А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.
Воспитанники встают в круг.
Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме»
В кругу, с микрофоном или с мячом.
Воспитатель. Какой у вас папа?
Воспитанники. Хороший,
большой,
добрый,
сильный,
смелый,
трудолюбивый,
красивый,
умный
Воспитатель. А мама какая?
Воспитанники. Заботливая,
трудолюбивая,
нежная,
ласковая,
внимательная,
красивая,
молодая,
хорошая
Воспитатель. Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
Воспитанники. Нет.
Воспитатель. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
Воспитанники. Говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге.
Игра «Назови ласково» Стоя в кругу.
Воспитатель. Вы все очень любите своих родственников, давайте расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.
Воспитанники друг - другу передают сердечко и называют ласково.
Воспитанники. Мама — мамуленька, мамочка, мамулечка
Папа – папочка, папуля
Бабушка – бабуля
Дедушка – дедуля
Сын – сынок, сыночек
Дочь – дочка, доченька
Внук - внучок
Внучка - внученька
Сестра - сестрёнка
Брат – братишка
Воспитанники садятся на стулья.
Воспитатель. Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?
Ответы воспитанников
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель. А теперь поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Помогли маме вымыть посуду
Игра «Шкатулка»
Воспитатель. Ребята, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие на друг – друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие на друг – друга.
Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона.
Воспитатель. У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку.
Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.
Примерные ответы воспитанников
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и братик.
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
Воспитатель. Счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!».
Ребята, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья?
Воспитанники. Да
Воспитатель. А вам понравилось наше занятие?
Воспитанники. Да
Воспитатель. Что именно вам понравилось?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. А в благодарность за ваш рассказ Незнайка приготовил для вас сюрприз. До свидания, ребята!