Александра Леонидовна Щелочкова
Рабочая программа кружка «Мир сенсорики» во второй младшей группе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «МИР СЕНСОРИКИ»
2 младшей группы № 5
с 3 до 4 лет
на 2024-2025 учебный год
Ф. И. О. и должность автора программы
Щелочкова Александра Леонидовна
Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет
Публикация «Рабочая программа кружка „Мир сенсорики“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Направленность программы Познавательная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы Уровень реализации программы адаптированная дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы Знать :
-шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
-пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
-вкусовые качества овощей и фруктов.
Уметь:
-идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
-подбирать предметы по образцу,
-группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина,
-сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
-чередовать предметы по величине, 4
-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
-обозначать величину предметов словами,
-воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
-находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,
-словесно описывать формы предметов.
Владеть:
-приёмами обследования формы,
-действиями подбора по образцу,
-способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В ходе проведении кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
2. Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях
3. Актуальность программы.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами 6 (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.
Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерё дность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.
Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основными принципами, заложенными в основу программы являются :
- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он 7 считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).
-Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
6. Цель программы.
Целью дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы :
- обучить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы :
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение); - развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие, качества и свойства;
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики» :
- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитание усидчивости, целенаправленности.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» - 3-4 года.
С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.
9. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут :
-знать:
-шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов,
-пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
-вкусовые качества овощей и фруктов;
-уметь:
-идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
-подбирать предметы по образцу, -группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина,
-сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
-чередовать предметы по величине,
-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей, -сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
-обозначать величину предметов словами, 9 -воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
-находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
-словесно описывать формы предметов;
-владеть:
-приёмами обследования формы,
-действиями подбора по образцу,
-способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
12. Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
-различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
-различать предметы по форме (кубик, шарик);
-образовывать группы однородных предметов; -выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).
Календарно-тематический план работы
кружка «Мир сенсорики» на 2020-2021 уч. г.
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Диагностика на начало учебного года. 1 15 мин 5 мин 10 мин
2 Шесть цветов и оттенки. 11 2 часа 45 мин 55 мин 1 час 50 мин
2.1 «Спрячь мышку». 1 15 мин 5 мин 10 мин
2.2 Лото «Цвет». 2 30 мин 10 мин 20 мин
2.3 «Окраска воды». 2 30 мин 10 мин 20 мин
2.4 «В царстве царя-Разноцвета». 2 30 мин 10 мин 20 мин
2.5 «Магазин». 2 30 мин 10 мин 20 мин
2.6 «Радуга». 2 30 мин 10 мин 20 мин
3 Геометрические формы 10 2 часа 30 мин 50мин 1 час40 мин
3.1 «В царстве фигурокчеловечков» 1 15 мин 5 мин 10 мин
3.2 «Кто где спит?» 2 30 мин 10 мин 20 мин
3.3 «Гости». 2 30 мин 10 мин 20 мин
3.4 «Найди предмет такой же формы». 1 15 мин 5 мин 10 мин
3.5 «Чудесный мешочек». 2 30 мин 10 мин 20 мин
3.6 «Составные картинки». 2 15 мин 5 мин 10 мин
3.7 «Какой формы предметы в нашей группе». 2 15 мин 5 мин 10 мин
4 Величина 5 1час 15 мин 25 мин 50 мин
4.1 «Бусинки большие и маленькие». 2 30 мин 10 мин 20 мин
4.2 «Три квадрата» 1 15 мин 5 мин 10 мин
4.3 «Достроим домики». 2 30 мин 10 мин 20 мин
5 Вкусовые качества 2 30 мин 10 мин 20 мин
5.1 «Кислое, сладкое, соленое» 2 30 мин 10 мин 20 мин
6 Расположение фигур на плоскости. 2 30 мин 10 мин 20 мин
6.1 «Орнамент» 2 30 мин 10 мин 20 мин
7 Диагностика на конец учебного года. 1 15 мин 5 мин 10 мин
Итого: 32 8 часов 2 часа 40 мин 5 часов 20 мин
Тема Раздел, тема Содержание Методы обучения Формы работы Работа с родителями
Тема №1 Диагностика Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Индивидуальные беседы по результатам диагностики.
Тема №2 «Спрячь мышку» Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет Беседа. Практическое занятие Фронтальная Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3).
Тема №3 «В царстве фигурокчеловечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. Беседа. Практическое занятие Фронтальная Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования"Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Тема №4 Лото «Цвет» Закрепление названий основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии
Тема №5 «Кто где спит?» Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №6 «Гости» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. Беседа. Практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №7 «Окраска воды» Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Беседа. Эксперимент. Практическое занятие Фронтальная Фотоотчёт по итогам проведения занятий.
Тема №8 «Бусинки большие и маленькие» Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки. Показ, беседа, практическое занятие фронтальная, индивидуальная Выставка изделий детей (бусы на ёлку).
Тема №9 «Кислое, сладкое, соленое» Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов Беседа, практическое занятие Фронтальная Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».
Тема №10 «Найди предмет такой же формы». Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Беседа, практическое занятие фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №11 «Три квадрата» Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение,обозначению величины предметов словами. Беседа, практическое занятие Фронтальная Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.
Тема №12 «Достроим домики» Развитие и совершенствование глазомера детей. Беседа, демонстрация, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №13 «В царстве царяРазноцвета» Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Беседа, рассматривание, практическое занятие Фронтальная День открытых дверей. Организация посещения занятия. Открытое занятие.
Тема №14 «Орнамент» Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу Рассматривание, объяснение, практическое занятие фронтальная Выставка работ детей (аппликация).
Тема №15 «Магазин» Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета. Беседа, рассматривание, практическое занятие фронтальная, парная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №16 «Радуга» Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Рассматривание, беседа, практическое занятие Фронтальная Выставка работ детей (аппликация).
Тема №17 «Чудесный мешочек» Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Рассматривание, объяснение, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии
Тема №18 «Составные картинки» Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей. Рассматривание, обсуждение, практическое занятие Фронтальная Выставка работ детей (конструирование).
Тема №19 «Какой формы предметы в нашей группе» Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе. Рассматривание, обсуждение, практическое занятие Фронтальная Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.
Тема №20 Диагностика на конец учебного года Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Индивидуальные беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсорного развития детей. Отчёт о работе кружка. Презентация.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
При проведении занятий в рамках кружка «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);
- индивидуальная.
2. Приемы и методы организации.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий); -словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста
– рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
3. Дидактический материал.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д. -Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки уголка сенсорики : кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т. д.
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе) :
17 игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов, баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.
-Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
-Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
-Конспекты занятий (Приложение 4).
4. Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий имеется следующее оборудование:
- DVD плейер,
- телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Высокова Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т. В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с
5. Кудрявцева Е. А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М. : Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с
7. Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И. С. Погудкина- СП. : Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
8. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю. М. Хохрякова. - М. : Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с
Список литературы для детей и родителей
1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.
2. Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Обруч, 2012.- 176с.
3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М. : Генезис, 2010. – 232 c.
4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.
5. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л. Ю. Субботина. - М. : Академия развития, 2011.- 192с.
6. Шитова Е. В. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.
Приложение 1
Педагогический мониторинг.
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой, называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)