Ирина Черняева
Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи «Морское путешествие»
Выполнила Черняева И. В., учитель – логопед высшей квалификационной категории
Цели:
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о морских обитателях;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Морское путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных);
- Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения;
- Совершенствование слоговой структуры слова;
- Развитие координации речи с движением;
- Развитие речи детей с помощью чистоговорок и загадок;
- Развитие познавательного интереса к природе;
- Развитие навыков словообразования (образование однокоренных слов);
- Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и сверстников;
- Вырабатывать направленную воздушную струю;
Оборудование:
Диск с записью мультфильма «В порту», диск с записью шума моря, макет корабля, бумажные паруса, карта острова сокровищ, контурные изображения цветов (белые, цветные бумажные кружочки разного цвета, массажный мяч, иллюстрации морских обитателей, сундук с «сокровищами».
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку из мультфильма «В порту», в зале стоит макет корабля.
Логопед: - Ребята, посмотрите вокруг, мы находимся в порту! А вы когда-нибудь были на море? (ответы детей) Ребята, а вы хотите отправиться в морское путешествие? Как вы думаете, кто самый главный на корабле? (Капитан) С вашего разрешения, я буду капитаном и буду управлять нашим путешествием. Для начала давайте представим что может быть на корабле во время плавания.
Упражнение «Смелый капитан» (развитие координации речи с движением)
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали,
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал.
- Вот что может быть на корабле, поэтому мы должны познакомиться с правилами поведения на корабле:
1. Без команды капитана нельзя сходить с корабля и подниматься на корабль.
2. Запрещается перевешиваться за борт судна.
3. Нельзя кричать и бегать на корабле, толкаться.
4. Разрешается говорить спокойным голосом, не перебивать друг друга и быть вежливыми.
- Все согласны? (Да)
- А сейчас я предлагаю подняться на корабль по трапу (дети идут по дорожке здоровья, затем рассаживаются на свои места.
Логопед находит на корабле карту, на которой помечен «Остров сокровищ» и предлагает ребятам туда отправиться.
- Для поднятия морского духа нам нужно произнести «Морскую кричалку» Вы готовы? (Да)
Кто готов к отплытью? Я! Я! Я!
Кто готов к открытьям? Я! Я! Я!
Кто поднимет якорь? Я! Я! Я!
Кто не будет плакать? Я! Я! Я!
Вьются чайки над волной.
До свиданья, дом родной.
- Поднять паруса! Отплываем! (у каждого ребёнка в руках бумажный парус и дети произносят звук «С», дуя на свой парус)
Звучит запись: шум моря, на видеопроекторе слайд «море».
Логопед: - Прямо по курсу я вижу остров! На карте обозначен как остров «Сардиния». Я предлагаю посетить этот остров (дети сходят с корабля по дорожке здоровья и подходят к острову)
- Ребята, посмотрите как много рыбок у берегов этого острова. Рыбкам хорошо в воде. Вот только говорить они не умеют. Рыба открывает рот, но не слышно, что поёт. Сейчас мы с вами станем рыбками.
Рыбки спрятались в водорослях (сели на стульчики). Рыбки открывают рот, как будто хотят сказать «а-а-а». Покажите сначала шёпотом, потом беззвучно.
Поплыли рыбки и широко открывают ротики. Спрятались рыбки в водорослях и беззвучно, удивлённо говорят «о-о-о». Спрятались рыбки в водорослях, веселятся, как будто хотят сказать «хи-и-и». Рыбки вернулись домой. Мама – рыба что-то хочет сказать своим малькам. Смотрите на рот (беззвучно о-и-о-а-и). - Что я сказала? (дети произносят звуки с голосом)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Три сардинки» (ритмодекламация)
- Ну вот, рыбки от кошек ускользнули и теперь спокойно плавают в море. Вот так: игра «А рыбы в море плавают вот так…»
Дети возвращаются на корабль. Звучит шум моря, корабль плывёт дальше.
Логопед: - Прямо по курсу я вижу остров! Я предлагаю посетить этот остров и узнать как он называется. (дети сходят с корабля по дорожке здоровья и подходят к «острову», где их встречает грустная Цветочная фея)
Фея рассказывает ребятам о том, как злая колдунья превратила прекрасные цветы в чёрно – белые.
Логопед: - Не расстраивайся, Цветочная фея, наши ребята вернут красоту твоим цветам с помощью цветных кружочков.
(каждый ребенок кладет на свой бесцветный цветок понравившийся цветной кружок и произносит предложение)
- У меня тюльпан красного цвета.
- У меня лютик желтого цвета.
- У меня фиолетовый колокольчик.
- У меня синий василек и т. д.
Фея в благодарность дарит детям кокошники с изображением цветов (ромашки, одуванчика, розы, тюльпана, василька, фиалки).
Мальчикам предлагают выбрать кокошники с цветами про которые можно сказать он мой (тюльпан, одуванчик, василек, а девочкам предлагают выбрать кокошники с цветами про которые можно сказать она моя (ромашка, роза, фиалка).
Ребята, надев кокошники, произносят чистоговорки про цветок на кокошнике:
Ашка-ашка-ашка - я белая ромашка.
Пан-пан-пан - я прекрасный тюльпан.
Алка-алка-алка - душистая фиалка.
Лёк-лёк-лёк - я синий василёк.
Оза-оза-оза - я розовая роза.
Анчик-анчик-анчик – я пушистый одуванчик.
Упражнение «Одуванчик» (развитие координации речи с движением).
Как воздушный шар на ножке,
Одуванчик у дорожки.
Одуванчик - шарик белый,
Дунул я и улетел он.
Дети прощаются с Цветочной феей.
Логопед: - Ребята, я предлагаю отправиться на «остров сокровищ» не на корабле, а другим способом:
На носочках потихоньку в воду мы зайдем,
Намочили мы ладошки, а теперь потрем.
Зажимаем крепко нос, воздух набирается,
А теперь одним прыжком в воду погружаемся.
Зажимаем крепко нос, воздух набирается,
А теперь одним прыжком в воду погружаемся.
Мы сначала поплывем «по-собачьи», просто,
Быстро ручками гребем – мы плывем на остров.
А оттуда поплывем мы, наверно, брассом,
Полпути преодолели мы одним лишь разом.
Мы на бабочек похожи в стиле баттерфляй,
За дыханием следим – эй, не отставай!
Дальше мы меняем стиль, поплывем мы кролем,
И на берег приплывем – мы теперь герои!
(Развитие координации речи с движением под музыку)
Логопед: - Ну вот, ребята, мы и приплыли. Нужно оглядеться вокруг.
Выполняется пальчиковая гимнастика:
Посмотри скорей вокруг,
Что ты видишь, милый друг?
Вот прозрачная вода-плывет морской конёк сюда,
Вот медуза, вот кальмар,
А это-это рыба- шар!
А вот, расправив восемь ног
Гостей встречает-осьминог.
Логопед обращает внимание детей на огромного осьминога,
охраняющего сундук с сокровищами.
- Ребята, осьминог отдаст сундук с сокровищами если мы выполним его три желания.
1. Игра с мячом «Семейка слов»
Логопед просит детей образовать круг и берет в руки мяч.
- Ребята давайте поиграем в игру. Будем подбирать слова, похожие на слово (Рыба) и бросать друг другу мяч.
- Как можно назвать маленькую рыбу?
- Рыбка.
- Как называют человека, который ловит рыбу?
- Рыбак, рыболов.
- Как называется сеть для ловли рыбы?
- Рыболовная.
- Как можно назвать большую рыбу?
- Рыбина.
- Как можно назвать суп из рыбы?
- Рыбный.
- Как можно назвать консервы из рыбы?
- Рыбные.
2. Морские загадки :
Над водой взметнулась глыба-
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
3. Музыкальная игра «Морская фигура»
Осьминог «отдаёт» ребятам сундук и команда возвращается на корабль. Звучит шум моря, дети дуют в бумажные паруса.
Итог занятия: Релаксация (звучит шум моря, на экране слайд с изображением моря).
Шепчет море: не грусти, что закончилось занятье!
Лучше ляг и отдохни, вспомни, что такое счастье!
Руки к солнцу протяни и послушай птичье пенье,
Пусть у всех - у всех ребят станет лучше настроенье.
Пальцами лови волну, что бежит к ногам, лаская,
И послушай тишину, возле моря отдыхая…
Облака бегут-плывут, смотрят в глубину морскую,
На минуточку забудь суету ты городскую.
- Ребята, я предлагаю вернуться на корабль за нашими сокровищами.
Звучит музыка «Чайка взмахнёт крылом…» (дети машут рукой, забирают сундук и уходят).