Ирина Титова
ОД по развитию речи в старшей группе на тему «Знакомство со сказкой «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со сказкой «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
Публикация «ОД по развитию речи в старшей группе на тему „Знакомство со сказкой „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.
Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из жанров литературы, а о каком вы сможите узнать когда отгадаете загадку
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
С давних времен люди рассказывали сказки своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.
2. Чтение сказки
- В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).
3. Беседа по содержанию сказки
-Как называется сказка? ( Дети: «Вершки и корешки»)
-Кто ее сочинил? ( Дети: Народ)
-Значит это. русская народная сказка.
-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? ( Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)
-А что можно сказать о мужике? ( Дети: Мужик умный, обхитрил медведя, трудолюбивый)
-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает, возит в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).
-Как одним словом назвать все, что он делал? ( Дети: Трудился)
-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? ( Дети: Медведю - вершки, себе -корешки
-А во второй? ( Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)
-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? ( Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)
-Кто в сказке вышел победителем? ( Дети: Победителем в сказке оказался мужик)
-Почему сильного медведя победил слабый мужик? ( Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)
-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? ( Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? ( Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? ( Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)
4. Физминутка: речь с движением «В огороде»
- У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.
В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем, имитация движений
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг
Щавеля нарвем немножко имитируют
И вернемся по дорожке, идут по кругу, взявшись за руки
5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.
Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.
6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали? («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите картинки к ней, а дома родным вы расскажите сказку.
Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание картинок
7. Подведение итогов. Оценка работы детей
-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ( Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали картинки к сказке.)