Надежда Бута
Проект «Полезные вершки и корешки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Проект
«Полезные вершки и корешки»
(дети старшей группы)
Выполнила: воспитатель Бута Н. В.
Сыктывкар, 2019
Вид проекта: творческо-образовательный.
Продолжительность: долгосрочный (с мая по сентябрь).
Публикация «Проект „Полезные вершки и корешки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Участники: Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность
Актуальность проект
а: [/b]
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье человека – это важнейший труд».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий и убеждений в необходимости сохранения своего здоровья.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Необходимо ежедневно находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу того или иного блюда.
Поэтому, так важно дать детям представления об овощах, фруктах, содержащих большое количество витаминов. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Цель: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- заинтересовать детей перспективой выращивания овощей, дать представления об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов;
- познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
- закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
- способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;
Развивающие:
- развить связную речь через составление описательного рассказа об овощах и фруктах;
- развивать поисковую деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- способствовать сближению детского сада и семьи;
-вызвать интерес у родителей к совместной деятельности с детьми.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- знать и называть овощи и фрукты, их части;
- владеть обобщающими понятиями;
- определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
- находить сходства и различия по нескольким признакам;
- составлять описательный рассказ об овоще, фрукте с использованием схем;
- знать, как растут овощи, фрукты, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время их сбора, что можно из них приготовить, как заготавливают на зиму овощи, фрукты.
Этапы проекта:
Этапы проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей
Подготовительный Выявление первоначальных знаний детей о полезных вершках и корешках.
Подбор литературы о полезных вершках и корешках для детей 5-6 лет.
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Деятельностный Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. Проведение занятий по разработанному плану. Работа с родителями по заданной теме.
Завершающий Организация выставки детских работ.
Развлечение «В зеленом царстве»
Проведение консультаций для родителей.
Домашнее задание для детей и родителей – совместно с родителями приготовить блюдо из овощей или фруктов
1 этап – Подготовительный
Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. Подготовка материалов для организации творческой, познавательной деятельности с детьми. Подбор: дидактических игр, иллюстраций для рассматривания; материалов и инструментов для рисования и лепки. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Подбор информации для консультации родителей. Составление плана мероприятий для работы на практическом этапе.
2 этап – Практический
№ п/п Содержание деятельности Сроки реализации
1. Образовательная область «Речевое развитие»
Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты» Июль
2. Рассматривание репродукций картин А. Левитана «Овощи», И. Грабарь «Груши на зеленой драпировке». Июль
3. Знакомство с иллюстрациями, изображающими труд людей, выращивающих овощи и фрукты. Июль
4. Организация выставки художественной литературы «Во саду ли, в огороде». Август
5. Чтение рассказов, стихотворений, рассказывание легенд об овощах и фруктах (тыкве, землянике, яблоке, лимоне). Июль
6. Разучивание стихотворений, считалок, пальчиковых игр и песен по теме. Июль
7. «Вечер загадок и отгадок» Июль
8. Чтение произведений: Ю. Тувим «Овощи», В. Сутеев «Яблоко».
9. Образовательная область «Познавательное развитие»
Д/и «Угадай на вкус», «Узнай по описанию», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», пазлы «Вершки и корешки». Август
10. Наблюдение за ростом овощных культур, ягодами. Июль - август
11. Изготовление моделей роста растений. Август
12. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Беседа о трудовых процессах по уходу за овощами и фруктами на огороде. Июль
13. Сбор овощей для исследования Август
14. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин» Июль - август
15. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Работа в книжках – раскрасках по теме Июль - август
16. Рисование, лепка овощей и фруктов Июль - август
17. Выставка детских творческих работ «Корзинка с овощами и фруктами» Август
18. Фотовыставка «Во саду ли, в огороде» Август
Образовательная область «Физическое развитие»
19. Игра «Съедобное – несъедобное» Июль - август
20. Упражнение на развитие координации «Пронеси – не пролей» Июль - август
21. Беседа «Здоровое питание» Август
22. Развлечение «Витаминная семья» Август
23. Работа с родителями – консультации:
«Какой овощ встречается чаще всего?»
«Где больше всего витаминов?»
«Лук – от семи недуг» Июль - август
24. Работа с родителями – домашнее задание для детей и родителей: совместно с родителями приготовить блюдо из овощей или фруктов.
3 этап – заключительный.
- презентация проекта
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы.
Приложение
Конспект занятия на тему «Овощи и фрукты – витаминные продук
ты»[/b]
Задачи:
1. Расширять активный словарь детей.
2. Закрепить названия овощей и фруктов.
3. Учить детей быть внимательными.
4. Обогатить активный и пассивный словарь детей новым понятием «Витамины».
5. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
6. Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
2. Воспитатель: Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать,
Но для начала
Надо «Здравствуйте!» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить на занятии, мы узнаем, когда соберем разрезные картинки (дети делятся на две команды и собирают разрезные картинки «Овощи» и «Фрукты», воспитатель спрашивает, что собрала каждая из команд)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим с вами об овощах и фруктах.
2. Основная часть: «Овощи и Фрукты. Что где растет?»
Воспитатель:
Какие овощи вы знаете?
Где растут овощи?
Какие фрукты вы знаете?
Где растут фрукты?
(Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на картинки мультимедиа)
3. Воспитатель: Ребята в овощах и фруктах содержится много витаминов.
Дети, как вы думаете, для чего людям нужны витамины?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, витамины укрепляют наш организм, чтобы мы не болели.
Стихотворение про витамин С
При простуде и ангине
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон
Хоть и очень кислый он!
Воспитатель:Ребята а кто знает чем отличаются овощи и фрукты?
(ответы детей)
4. Физминутка «Компот»
Будем мы варить компот (левую ладошку держим ковшиком, а указательным пальцем правой руки мешаем)
Фруктов надо много. Вот:
Будем яблоки крошить, («кормим птичек»)
Грушу будем мы рубить, (ребром правой ладони «рубим» по ладошке левой руки)
Отожмем лимонный сок, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Слив положим и песок. («кормим птичек»)
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ. (руки вытянуты вперед, ладонями вверх)
5. «Отгадай загадку»
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать, о каком овоще или фрукте идет речь?
1. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
2. Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки …
3. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Что же плачут от него
И взрослые, и дети?
4. Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву …
5. Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с.
6 На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
7. Круглая да гладкая,
откусишь – сладкая,
Сидит на грядке крепко,
А зовется (репка)
8. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)
Молодцы ребята,все отгадали!
8. ИТОГ:
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Чем полезны овощи и фрукты?
Кому надо есть овощи и фрукты?
МОЛОДЦЫ!
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в хоровод и споем песню «Огородная - хороводная».
ВИТАМИНЫ: история и практика
В наше время в каждой аптечке есть целый шкафчик со всевозможными витаминами: в драже, капсулах, мультивитамины и витамины в соединении с минералами. Мы глотаем витамины горстями. Ведь существует «витаминная красота» - для улучшения состояния кожи, волос и ногтей. Витаминные комплексы для малышей, школьников и пожилых людей.
Но все ли знают, что такое витамины?
В разных медицинских источниках их характеризуют, как «незаменимые органические вещества, необходимые для поддержания жизненно важных функций организма».
О том, что некоторые растения и плоды содержат полезные для организма вещества, с помощью которых можно облегчить течение болезней и восстановить силы, знали еще в Древнем Египте.
В Японии, где основную часть пищи составляли рыба, рис, водоросли и морепродукты, люди же однако знали, что необходимо съедать хотя бы немного овощей, чтобы быть здоровым.
В древние времена люди питались просто, не зная, что в черной смородине, свежей клубнике, шпинате, петрушке, зеленом перце, картофеле, сырой репе, укропе содержится витамин «С». Что существует витамин «А», необходимый для роста, и его можно получить, поедая морковь, облепиху, чернику, тыкву, абрикосы.
Большую роль в открытии ценности витаминов сыграли путешественники и мореплаватели. Знаменитый капитан Джеймс Кук ввел в корабельный рацион кислую капусту. В 1795 году лимоны и апельсины были введены в рацион британских моряков.
Само существование витаминов открыл в 1880 году русский врач – педиатр Николай Иванович Лунин.
Слово «витамин» придумал в 1912 году польский химик Казимир Функ. Врачи и ученые открывали витамины один за другим, словно передавая друг другу переходящее знамя… Знамя жизни и здоровья.
ЛЕГЕНДА О ТЫКВЕ
С наступление осени все реже и реже появляется на небе солнышко. И куда бы вы думали оно девается? Древние люди считали, что боги прячут солнце в тыкву. Ведь именно в к этому времени тыква становится золотой. Об этом растении сложено множество легенд.
В Нигерии рассказывают такую легенду о тыкве. Будто давным – давно жил там в одном королевстве некий правитель Квако Анансе и захотелось ему стать самым мудрым, а значит и самым богатым человеком на свете. И решил он прибрать к рукам все умные мысли человеческие. День и ночь он думал, как же это сделать. И придумал. В огромной тыкве собрал он и хорошенько перемешал все умные мысли мира. И чтобы тыкву никто не украл, Квако решил пристроить ее высоко – высоко, на самом высоком дереве своего королевства. Но когда он поднимал туда тыкву, та упала, раскололась, и вся мудрость человечества снова распространилась по миру.
В одном из мифов Древнего Китая говорится, что во время великого потопа двое детей – мальчик и девочка –забрались в тыкву – горлянку и спаслись.
Новорожденных в Древнем Китае зачастую купали в тыкве – горлянке, из которой удаляли семена и мякоть.
ЛЕГЕНДА О ЗЕМЛЯНИКЕ
Легенда о землянике гласит следующее.
В одной глухой немецкой деревушке, которая располагалась на окраине дремучего леса, жили мальчик и девочка – Ганс и Хельга. Родители детей умерли и они рано остались сиротами. Пришлось им жить у чужих людей. И вот однажды, когда в стране случился голод, решила злая мачеха отвести детей в лес. Дети плакали, умоляли оставить их, но злая мачеха была непреклонна. Долго скитались дети по лесу, от холода и голода их силы были на исходе.
Однажды они вышли на полянку, и увидели маленький домик. В нем жили добрые гномы. Они подарили детям чудесные камешки и сказали, что эти камешки не простые, они – волшебные. «Когда вам будет совсем плохо, ваши силы будут на исходе, бросьте эти камешки на землю, и они превратятся в чудесные ягоды, которые дадут вам силы». Так дети и сделали. Они бросили камешки на землю и из них появились душистые ягоды, которые в народе назвали – земляника.
ЛЕГЕНДА О ЯБЛОКЕ
Самое распространенное фольклорное средство «излечение» от старости – золотые или молотильные яблоки.
Под золотыми, целебными, молотильными яблоками подразумевались мандарины, очень богатые витаминами.
Впервые в Европу мандарины завез Александр Македонский. Незнакомые ранее плоды приводили греков в такой восторг, что о «золотых яблоках» стали складывать мифы.
Не исключено, что мотив яблок был заимствован из античного мифа о яблоках Гесперид русскими сказками и скандинавской мифологией.
Молотильные яблоки однажды увидел во сне царь из русской сказки и послал за ними трех сыновей. По традиции удача улыбнулась младшему царевичу – Ивану. Он оседлал сокола, прилетел в «некоторое царство, за триста земель, в трехсотенное государство Василисы Прекрасной» и сорвал в саду яблоки, пока хозяйка спала. А затем был обворован братьями, которые принесли чудесные плоды от собственного имени. Но через 20 лет Василиса Прекрасная явилась к царю и разоблачила обманщиков. Братья понесли наказание, а Иван – царевич и красавица сыграли свадьбу.
ЛЕГЕНДА О ЛИМОНЕ
Согласно легенде, в саду дочерей ночи Гесперид росли золотые яблоки. В этот заморский сад был направлен Геркулес, чтобы совершить один из своих подвигов, выведя Гесперид из сада. Этот подвиг сопровождался приключениями, а силы он черпал из золотых яблок – лимонов. Однажды любимый слуга одного из кавказских царей Хосрова за какую – провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смиловавшись, ответил: «Пусть выбирает сам». Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только…лимоны. А недоуменным стражникам пояснил; «Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду».
Трудно представить, как это было на самом деле. Но несомненно одно: в этой старинной легенде отражено то значение, которое имели эти плоды для наших предков.
Скандинавские легенды упоминают «золотые яблоки бессмертия». Кому посчастливилось полакомиться ими, тот не знал в своей жизни болезней. Да и во многих русских сказках упоминаются «золотые молодильные яблоки».
СТИХИ
МОРКОВЬ
На свете морковка спокойно жила,
На грядке в деревне морковка росла,
На солнышке грелась, под лейкой купалась,
Толстела, росла, ничего не боялась.
Но осень нежданно в деревню пришла,
Дожди и туманы она принесла.
И с грядки хозяйка сорвала морковку,
И тут же ее поместила в шинковку.
ПОМИДОР
Очень важный помидор, спел, добрел день ото дня.
И на грядках вел он спор: «Есть ли кто вкусней меня?»
Только овощи в ответ очень хитро промолчали.
Раз тебя вкуснее нет, значит первым и сорвали.
ОГУРЕЦ
Огурец зеленый прятался в траве,
Очень уж хотел он вырасти большим.
И когда хозяйку видел во дворе,
Под листом широким скрыться он решил.
Лето он скрывался, стать большим сумел.
Осень наступила, и листва завяла,
«Ох, как перерос! Ох, как пожелтел».
Огурец увидев, женщина сказала:
«Буду делать я салат… Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат, помидоры и редиску,
Мелко порублю укроп, и заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок запасаться не устану».
СВЕКЛА
Толстая, румяная тетушка – свекла,
Много витаминов в борщ нам принесла.
В яркий цвет окрасила, цветом напитала.
Все таким насыщенным и бордовым стало.
Я красивый борщик с аппетитом съем,
Про свеклу – красавицу расскажу я всем.
Как она собою блюда украшает,
В мир ее румяный щедро приглашает.
ПЕРЕЦ
Перец жгучий гордым был, и никто с ним не дружил.
Но зато болгарский, сладкий заводил друзей на грядках.
Весельчак, добряк, шутник, и к тому же – озорник.
Братца жгучего дразнил, подобреть его манил.
Ешьте овощи и фрукты! Ешьте овощи и фрукты!
Это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней, нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами, и с салатами, и щами.
Витаминов в них не счесть, Значит, нужно это есть!
КАБАЧОК
Кабачок, кабачок, подремать лег на бочек.
Ты похож на поросенка: хвостик завитушкой тонкой,
Только где же пятачок?
ВИШЕНКИ – СЕРЕЖКИ
Вишенки немножко похожи на сережки.
Темно – алы, как рубины с косточкой посередине.
ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА
На осенней ярмарке, многолюдной, пестрой –
Россыпями яблоки, укропом пахнет остро.
Спелые томаты, алые гранаты,
Луковицы с шелковой тонкой кожурой.
С полными кошелками мы уйдем домой.
ЗАГАДКИ
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я (Капуста)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко – под кустом (Картошка)
Прежде чем его мы съели – все наплакаться успели. (Лук)
Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я – свекла!
Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
Вырос в землю крепко. Что же это? (Репка)
Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец).
Как на нашей грядке выросли загадки,
Сочные да крупные вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)
Синий мундир, желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
Он на юге вырастал, в гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой придет изюмом к нам домой. (Виноград)
Круглобока, желтолица может с солнышком сравниться,
А душистая какая, мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне королевы поля (Дыни)
Консультации для родителей
«Лук - от семи недуг»
История репчатого лука теряется в глубине веков. Считается, что лук был «окультурен» человеком 4 тысячи лет тому назад. Случилось это где – то в Азии, на территории современного Ирана или Афганистана. Также известно, что репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии.
Изображения лука найдены на стенах пирамид древнеегипетских фараонов.
В Древнем Риме его выращивали для нужд армии. Уже в то время человечество было хорошо осведомлено о лечебных свойствах лука. Он считался универсальным лечебным средством.
На Руси лук появился в 12 – 13 веках.
Лук насыщает наш организм витаминами, подавляет вредные микробы, является отличным профилактическим средством против простуды.
Недаром на Руси говорили: «Лук помогает от семи недуг». Впрочем, увлекаться луком не стоит. Все хорошо, но в меру.
«Где больше всего витаминов»
Все овощи, фрукты и ягоды оранжевого цвета богаты каротином. В 1880 году русский ученый Н. И. Лунин доказал, что в продуктах питания, созданных природой – овощах и фруктах, содержатся особые вещества, необходимые для здоровья организма. Такие вещества назвали «витаминами», от латинского слова «вита» - жизнь. Они попадают в наш организм с фруктами и овощами.
Самый главный витамин – витамин С, или аскорбиновая кислота. Он содержится в лимонах, черной смородине, луке, петрушке, укропе. Когда мы едим морковь, организм получает витамин А, влияющий на зрение.
В бобовых растениях – горохе, фасоли, капусте много витаминов группы В, которые отвечают за работу центральной нервной системы., зрение, кожу.
Чем больше различных сырых овощей, фруктов и ягод мы едим каждый день, тем лучше и надежнее они защищают нас от болезней.
«Какой овощ встречается чаще всего»
В диком виде лук растет по всему миру. И только в Австралии его нет. Самый распространенный овощ в мире – лук. Египтяне считали его большим лакомством и ели только по праздникам.
В дневной паек воинов Древнего Рима и Византии входили две луковицы и головка чеснока, так как они увеличивают мужество и силу воинов, оберегают их от болезней.
В средние века головки дикого лука носили в мешочках на груди и простые воины, и рыцари в латах. Согласно поверью, такой амулет предохранял от стрел, ударов мечей.
Первой из овощей была «открыта» кочанная капуста. Египтяне подавали ее на десерт. Название «капуста» происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».
Родина картофеля - Южная Америка. В Европу он попал в 1537 году. В Италии картофель получил имя «тартуфель», так как по форме очень напоминал грибы трюфели. В Россию картофель привез император Петр 1 из Голландии. Его приказ употреблять картофель в пищу приводил к «картофельным бунтам»(крестьяне предпочитали сажать репу и капусту). Тем, кто соглашался сажать ее на своих огородах, стали выдавать денежные премии.
Помидоры впервые попали в Европу из Перу. Европейцы называли их «золотыми яблоками». Почему золотыми? Помидоры бывают в природе и красные, и желтые. Но сначала привезли не красные, а золотисто – желтые плоды.
Растения, у которых в пищу употребляют не плоды, а листья, стебли и корни, являются овощами. Помидоры, хотя их считают овощами, относятся к фруктам.
Дидактические игры, речевые игры, пальчиковые игры
"ВЕРШКИ И КОРЕШКИ"
Воспитатель берет 2 обруча – черный и красный. Кладет их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки. В обруч красного цвета - те, у которых используются вершки. Ребенок подходит к столу, берет овощ, показывает его детям и кладет в нужный круг, объясняя, почему положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: закрепить у детей знания об овощах и фруктах. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Клубника сладкая, а лимон…
Вишня круглая, а груша…
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ФРУКТЫ»
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз!
(Пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).
ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА «ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»
Однажды пальчики пошли в лес: топ – топ, топ – топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме и темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды – яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
«Яблоки кислые».
Махнуть рукой «эх!». Сморщиться и слегка высунуть язык.
Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка согнуть «чашечкой».
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой».
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «В САД ИДЕМ МЫ ПОГУЛЯТЬ»
(Дети «ходят» указательным и средним пальцами)
Раз, два, три, четыре, пять
В сад идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.