Наталья Логачева
ООД по развитию речи в старшей группе «Дружбой надо дорожить»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить построению сложных предложений в ситуации устного составления "Звукового письма» (описательного рассказа про друга).
2. Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами. Развивать у детей умение эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем в соответствии с предложенной темой, умение ориентироваться по опорным схемам, понимать и объяснять смысл поговорок с опорой на алгоритм. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.
Публикация «ООД по развитию речи в старшей группе „Дружбой надо дорожить“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Предварительная работа: заучивание стихов о дружбе, чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативных игр «Мы шагаем в детский сад», «Комплимент», «Скажи наоборот», пословиц, пальчиковой гимнастики.
Материалы и атрибуты
• Опорные схемы для поиска проблемы;
• Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри;
• Аудиозапись песни о дружбе из мультфильма “Крошка Енот”;
• чистые листы бумаги, восковые мелки, полотно эмблемы со смайликом;
• Алгоритмы пословиц;
• Клубочек и мяч
Ход ООД:
Приветствие: Коммуникативная игра «Мы шагаем в детский сад».
- Ребята, мы с вами пришли в детский сад, а к нам в гости пришли взрослые. Встаньте полукругом дружно, поздороваться нам нужно.
1 этап: Мотивационно-ориентированный.
2) Сюрпризный момент: раздаётся стук в дверь, помощник воспитателя вносит коробку-посылку, говорит, что принёс ее в детский сад почтальон.
- Ребята, на коробке написано, что посылка от Белоснежки. Интересно, а что там внутри? Что это такое? (письмо, камера) Послушайте, что здесь написано: “Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой и со мной. Не хотят больше дружить. Я очень переживаю и не знаю, как нам всем помириться. Знаю, что вы в детском саду дужные ребята, поэтому прошу вас о помощи: помогите мне их помирить, пожалуйста!” - картинка Белоснежки на экране
- Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.) А как вы думаете, что мы будем записывать? (будем учить гномов, как можно помириться, подружиться.) Тогда я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам записать всё на видео.
С чего начинается ссора?
С обычного детского спора.
Затем, успокоившись с виду, она переходит в обиду.
С обидою жить не годится…Что надо детям сделать? (помириться)
Проблема: Что же делать? Как нам быть? Как нам гномов помирить?
Что мы можем для них сделать?
2 этап: Поисковый
(дети находят пути решения проблемы, опираясь на опорные схемы)
1. Мы их научим играть в игру «Мирилка».
2. Мы им расскажем пословицы и поговорки о дружбе.
3. Мы знаем интересные игры: с клубочком и с мячом.
4. Мы покажем гномам пальчиковую гимнастику про дружбу.
6. Девочка: «Я расскажу стихотворение про дружбу».
7. А я расскажу вам, как можно рассказать про друга по памяти, используя только план-схему.
8. И мы сделаем эмблему дружбы в нашей группе.
(по ходу называния каждого поиска проблемы, ребенок находит соответствующую опорную картинку и выставляет ее на мольберт. Получается выстроенная в ряд наглядная цепочка карточек-схем, по которым дети будут ориентироваться в течение всего занятия)
3 этап: Практический.
- Дружба – это яркое, доброе, светлое чувство. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. Вы сказали, что знаете пословицы о друзьях, о дружбе. Давайте их вспомним. А чтобы вам легче было вспомнить, используем вот такие схемы.
1. Пословицы и поговорки:
• «Без друга в жизни туго» (это значит, что скучно и грустно жить одному);
• «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех»
(это значит, что если с другом случается беда, то хорошо, когда все приходят на помощь и наоборот, если у всех друзей беда, а у одного нет, то он должен прийти на помощь к ним);
• «Дерево держится корнями, а человек — друзьями»
(это значит, дерево не сломается, пока его держат корни, так и человек, пока у него есть друг, он не будет грустить);
• «Не имей100 рублей, а имей 100 друзей»
(если вдруг случается беда, то настоящий друг всегда прижжет на помощь, а если не придет, то он не друг).
Хорошо, ребята, вот пусть гномы и призадумаются….
Хорошо
- Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? (да) Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились.
(дети поворачиваются друг к другу лицом, мимикой и жестами показывают свое плохое настроение)
- Ой, какие сердитые лица! Сейчас самое время вспомнить слова мирилки.
2. Игра «Мирилка»
«Мирись, мирись, мирись…и больше не дерись.
Мир и дружба навсегда, ну а ссора – никогда!»
«Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!»
(дети, стоя друг к другу лицом, проговаривают слова, обнимаются, меняются парами)
- А я знаю игру-мирилку, которая поможет подружиться всем сразу. Называется она «Комплимент». Скажите, а что такое комплимент? (это хорошие слова другу). Нам понадобится, скажите, что? (клубочек) Сейчас я обмотаю вокруг большого левого пальца ниточку, потом передам Оле, которая стоит справа от меня и скажу ей комплимент, а она следующему ребенку, пока клубочек не вернется ко мне.
3. Упражнение с клубочком «Комплименты» или «Клубочек дружбы»
- Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки, всем понравились комплименты. Я думаю, что и у гномов после такой игры тоже появятся улыбки на их лицах, посмотрите….
У всех хорошее настроение. Ну, раз вы сказали друг другу комплименты, значит вы знаете, какой ваш друг, да? Тогда пришла пора взять наш яркий мячик и сказать, какой у вас друг.
4. Игра с мячом, сидя в кругу «Мой друг» или «Скажи наоборот»
Передаем мячик друг другу по кругу и отвечаем на мои вопросы. Если вы согласны с мои вопросом – повторите мои слова, если не согласны – скажите наоборот.
Твой друг – плохой? (Нет, мой друг хороший)
Твой друг – капризный? (послушный)
Твой друг жадный? (щедрый)
Твой друг ленивый? (трудолюбивый)
Твой друг злой? (добрый)
Твой друг вредный? (послушный, хороший)
Твой друг глупый? (умный)
Твой друг грустный (веселый)
Твой друг жестокий? (добрый)
Твой друг грубый? (ласковый)
Твой друг страшный? (красивый)
Твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)
Твой друг умелый? (Да, мой друг надежный)
Твой друг талантливый? (Да, мой друг надежный)
-Ребята, Ксюша и Оля сказали, что знают стихотворение про дружбу. Расскажите нам и гномам.
5. Стихотворения про дружбу :
«Если ссора, вот досада. Обижать друзей не надо!
Не нужны нам злые ссоры, Слезы, споры и раздоры.
В споре кулаки мешают, они проблемы не решают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
Ведь, с друзьями интересно, это каждому известно!»
«Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям Никогда не надо!»
- Ну, вот, посмотрите на экран, думаю, что после такой игры и стихотворений гномы придут просить прощение у Белоснежки.
- Ребята, вот вы рассказываете гномам, какие вы все дружные в группе. Значит, у каждого здесь есть тот друг, с которым вы играете больше, чем с другими и у которого вы были дома в гостях, а может, и ходили вместе с ним и с родителями в детское кафе на день рожденье. Есть такие? (да) Тогда, предлагаю рассказать о своем друге и описать, как он выглядит по памяти. Это значит – смотреть не на него, а на подсказку (план-схему, по которой нужно составить свой описательный рассказ. А мы с гостями и детьми постараемся отгадать о ком идет речь.
6. Описательный рассказ про друга по памяти, опираясь на план-схему. (воспитатель дает образец рассказа, затем выступают 3-4 ребенка)
-Ребята, мы знаем, что такое дружба, что ей нужно дорожить, ну а если, вдруг произошла ссора, знаем, как можно помириться. Как вы думаете, мы достаточно рассказали гномам про дружбу? Мы убедили их в том, что нужно помирится? (да) Посмотрите на экран: думаю, гномы и Белоснежка помирятся.
- А для того, чтобы у гномов всегда была дружба, предлагаю оформить для них эмблему дружбы – веселое солнышко - смайлик, у которого лучики будут необычные, а из ваших ладошек. Только вот смайлик у меня есть, а разноцветных ладошек не хватает. Думаю, надо каждому из вас обвести свою ладошку восковым мелком и раскрасить, а потом я вам помогу их вырезать и наклеить вокруг солнышка-смайлика, сложить в конверт и отправить Белоснежке в лес. Согласны? Только сначала вспомним с вами про то, что забыли мы ещё сделать, посмотрите на схему (пальчиковую гимнастику) :
Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, Хлоп, другая.
Правой правую ладошку
Мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой
Три хлопка погромче сделай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки – хлоп, хлоп.
По коленкам шлёп, шлёп.
По плечам ты друга хлопай,
По бокам себя пошлёпай.
Можешь хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Справа – можем, слева – можем!
И крест – накрест руки сложим.
- Теперь, приступаем к работе.
Ладошки по контуру мы обведем, крепкую дружбу все заведем.
Пусть смайлика лучик дарит тепло, тогда в группе все будет хорошо.
8. Самостоятельная деятельность детей.
(дети, стоя возле стола, обводят свою ладошку и раскрашивают.
Могут нарисовать колечко или браслет. Звучит песня «От улыбки…» или «Дружба крепкая»)
-Ну, вот мы обо всем и поговорили. Как вы думаете, гномам и Белоснежке понравятся все наши игры? (да) И я так думаю… И они все будут так дальше и жить: дружить и веселиться. Посмотрите на экран.
4 этап: Рефлексивно-оценочный.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождем,
Как туча с солнцем, как мы вдвоем.
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем со всеми друзьями!
- О чем мы сегодня с вами беседовали на занятии? (о друзьях, дружбе).
Как вы думаете, все то, о чем мы сегодня говорили, поможет гномам помириться?
Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)
А себя вы считаете хорошими, надежными друзьями?
А что же надо делать, чтобы никогда не ссориться? (договариваться, делиться игрушками и пр.)
А если вдруг не сумели договориться и поссорились, что вы посоветуете друг другу? (поиграть в мирилку).
Если вам было интересно и у вас сейчас хорошее настроение – прикрепите улыбающемуся солнышку лучик, а если кому-то сейчас грустно, то прикрепите капельку дождя к грустной тучке и тогда мыс вами посмотрим, какая получилась у нас картинка.
5 этап: Последующая работа.
- Ребята, ну у нас с вами осталось задание. Какое? (оформить посылку с эмблемой и видиокамерой и отправить на Лесную поляну Белоснежке и семи гномам). А еще я хочу вам предложить рассказать нашим младшим друзьям из соседней группы, что такое дружба и научить их играть в мирилку? Как вы считаете, у меня хорошее к вам предложение? (да) Тогда мы сейчас отправимся к ним в гости.
Ритуал прощания: Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.