Наталья Парамонова
ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине в старшей группе «Домашние животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: учить детей составлять загадки используя приёмы ТРИЗ (РТВ); продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о домашних животных; упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие описание с опорой на мнемотаблицу; формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине; активизировать словарь детей; продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.
Публикация «ОД по развитию речи „Составление рассказа по картине в старшей группе „Домашние животные и их детёныши“» размещена в разделах
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Материал: Картина «Домашние животные и их детёныши», мнемотаблица
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают в кружок.
- Приготовьте свои кулачки, мы с вами сейчас поиграем.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Тик - ток, тик-ток,
Начинается урок.
- Сегодня мы с вами будем рассматривать картину, и учиться составлять рассказ по ней. Хотите научиться составлять рассказ по картине? (Ответы детей) Тогда проходите и присаживайтесь на стулья.
- Картина эта необычная – картина эта умеет говорить. Рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям. А для того, чтобы её внимательно рассмотреть нам понадобится бинокль.
Дидактическая игра «Бинокль»
-Предлагаю вам «взять» бинокль (имитация руками) и рассмотреть картину (дети рассматривают картину) Всю картину рассмотрели? Положите бинокли. Ваши глаза устали после просмотра картины в бинокль, давайте с вами сделаем зарядку для глаз, чтобы ваши глаза отдохнули.
Зарядка для глаз «Мостик»
- Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (дети закрывают глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (дети стоят с закрытыми глазами)
А, теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза и взглядом рисуют мостик)
Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернём (глаза вправо- влево)
Заниматься вновь начнём
- Вот наши глаза и отдохнули, давайте продолжим.
- Картина-то наша необычная, она же говорящая, правда? Картина нас просит назвать только один предмет или живое существо, изображённое на картине и рассказать о нем. А для того, чтобы вам легче было рассказывать у нас есть схема (мнемотаблица) (кто это, какого он (а) цвета, чем питается, где живёт, детеныши, польза человеку? (Дети по схеме рассказывают о предмете или живом существе, изображенном на картине)
- Молодцы, всю картину на части разобрали, а теперь её надо собрать в одно целое, навести порядок, соединить все части. Я вам в этом помогу. Послушайте небольшой рассказ по картине : Мы видим уголок двора. Здесь гуляют домашние животные. На переднем плане мы видим козу с козлятами, коза щиплет листочки с куста. Рядом с козой - два козлёнка, чёрный и серый. Козлята играют, учатся бодаться. Справа мы видим овцу, барана и ягнят. Овца и баран смотрят на своих ягнят. На заднем плане, у стены сарая, мы видим свинью с поросятами. Поросёнок справа от свиньи поднял голову и хрюкает, два поросёнка идут на лужайку, а поросёнок слева от свиньи идёт к ней.
-Может быть, кто-то из вас тоже хочет рассказать небольшой рассказ по картине? (рассказы 1-2 детей)
Молодцы ребята! Вы славно потрудились, а теперь немного отдохнем.
Физ минутка. «Отдых наш – физкульт минутка»
Отдых наш – физкульт минутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой, Шагаем на месте.
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,
Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.
-Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки отгадывать, но сегодня мы будем их не отгадывать, а сочинять по нашей картине. Выберите объект или предмет на картине, про который мы будем сочинять загадку. (Дети вместе с воспитателем выбирают объект или предмет. Затем воспитатель вместе с детьми подбирает признак предмета, а затем подбирают предмет с такими же признаками; объект и объект. Который совершает такие же действия; объект и другие объекты похожие на него. Воспитатель записывает предложения детей)
Модель 1
Какое (какой, какая? Кто (что) бывает таким же?
Вставка «слов – связки» - «а, не».
Модель 2
Что делает? Кто (что) делает так же?
Вставка «слов – связки» - «но, не».
Модель 3
На что похоже? Чем отличается?
Вставка «слов – связки» - «как, но».
Релаксация.
Дети, понравилось ли сегодня вам наше занятие? Что больше всего вам понравилось? Будем мы с вами еще рассматривать картины, составлять загадки про предметы и объекты? (Ответы детей) Спасибо вам за ваши старания и работу. Вы, молодцы!