Светлана Казьмина
Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего возраста «Наши лесные друзья — деревья»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе; развивать мышление, воображение посредством изучения народного творчества; формировать у детей представление о хозяйственном значении древесины; закреплять правила поведения в лесу.
Звучит фонограмма шума леса, пения птиц.
Воспитатель: Вот мы и попали в лес!
Здесь деревья стоят
И листвой шелестят,
Речки малые текут,
Птицы звонкие поют.
Хорош добрый, зеленый лес,
Из древесины сделано
Человеком много чудес.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего возраста „Наши лесные друзья — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Воспитатель показывает корзинки.
Воспитатель: Это лесной сюрприз. Из чего сделаны эти корзинки.
Дети: Из веток, из прутьев.
Воспитатель: Верно, они сплетены из веток или из луба, то есть из деревянных материалов. А в корзинке для вас загадки:
В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки,
Раздают все огоньки.
Дети: Это спички!
Воспитатель: В руки спички не бери,
Сам огонь не разводи.
Может пожар случиться –
Для детей опасны спички!
Но вот, ребятки,
Для вас вторая загадка,
Да ещё и музыкальная.
Воспитатель поё т русскую народную загадку:
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где носом ткнёт,
Там черту проведёт.
Дети: Это карандаш.
Воспитатель берёт из корзинки и показывает карандаш.
Воспитатель: Вот он, маленький Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где пройдёт-коснётся,
Там след остаётся.
Вот маленькое задание пока:
Даю два карандаша,
Кто под музыку быстрее
Нарисует дерево скорее?
Звучит русская народная мелодия «В тёмном лесе», дети на мольбертах рисуют дерево.
Воспитатель: Молодцы, ребята,
Ребята-дошколята.
Кстати, вот эта бумага, на которой вы рисовали, тоже сделана из дерева путем сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Что бы мы делали, если бы не было бумаги, тетрадей, книг, которые мы любим читать?
Посмотрите, у меня ещё есть разделочная деревянная доска. На ней резать можно всё что угодно: овощи и в салат, и в винегрет, и в борщ на обед. А вот ещё загадка, отгадайте-ка, ребятки:
Рядом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всегда одна игрушка.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно.
Матрешки деревянные,
Расписные – щечки румяные.
Ну-ка, матрешки,
Красные щечки,
Выходите посмелей,
Да станцуйте веселей!
Девочки в красных косыночках исполняют танец матрешек под русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени…»
Воспитатель: А вот ещё загадка.
Трудная ребятки.
Сам не ем,
А людей кормлю.
Дети: Ложка.
Воспитатель: Ложечники, вставайте
Да на деревянных ложках сыграйте!
Ложечники играют под русскую народную мелодию «Из-под дуба».
Воспитатель: Ещё есть ведёрки дубовые,
Да коромысла сосновые.
Группа детей исполняет русскую народную песню «Пошла млада за водой».
Воспитатель: А когда наступят холода
Да придёт Зимушка-зима,
Пригодятся, посмотрите поближе,
Детям санки да лыжи!
Деревянных два коня
Повезут по снегу тебя.
А вот и новые саночки,
Саночки-каталочки.
Как у нашего-то Вани
Расписные стоят сани.
Долгогривый конь –
С позолоченной дугой.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением запряженных лошадей.
Воспитатель: Кстати, и оглобли у лошади тоже деревянные. А что ещё делают из дерева?
Дети: Пианино, двери, столы, стулья.
Воспитатель: Есть у стула спинка,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три,
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
Воспитатель: А вот, посмотрите сами,
И лавки деревянные есть в нашем зеле.
Дети: Сяду я на кленову лавку,
На кленову лавку да под белую березоньку.
На зелёной лужайке
Сыграю вам на балалайке.
Воспитатель: Балалайка тоже сделана из дерева.
Ребенок имитирует игру на балалайке под русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени…»
Воспитатель: На кленовой лавке посидели,
А потом в окно поглядели.
Что ещё деревянное мы видим?
Дети: Рамы.
Воспитатель: Правильно, в окнах - рамы,
Их часто дома моют мамы.
А ещё в хозяйстве вещь одна нужна,
Послушайте загадку друзья :
Пришел Филипп,
На нем сто лип,
Он кургуз, короток,
Обежал городок
И прижался в уголок.
Дети: Веник.
Воспитатель: Вот ещё загадка о том же:
Пузатенький, рябенький,
По полу елозит, себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок.
Самые хорошие веники делают их липовых веток. А ещё их веток хороша и метла.
Дети исполняют танец с ветками и метлой под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Вот сколько у нас деревянных вещей. Чтобы сделать бумагу, мебель, карандаши и другие вещи из дерева, нужно затратить много времени и труда, вырастить деревья. Представьте, если бы не было совсем деревьев, что бы тогда было?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Как нужно относиться к деревьям? Как их беречь и охранять?
Ответы детей.
Воспитатель: А как ухаживать за деревянными изделиями?
Дети: Мыть, вытирать пыль, аккуратно с ними обращаться.
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем вещи сделаны из дерева.
Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети рисуют.
Литература:
1. Г. А. Лапшина «Фольклорно-экологические занятия».