Мариана Друзьева
Конспект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой «В гостях у Деда Природоведа»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с воспитателем проходят в группу. В группе пахнет цветочным ароматом.
Воспитатель. Ребята, вы чувствуете запах в нашей группе? Чем это пахнет? Смотрите, это же пахнет цветок. Вам нравится? Какой он красивый! Вы уже чувствовали где-нибудь такой запах? Правильно, так пахнут цветы в лесу. Когда весной там все распускается: и деревья, и кустарники, и цветы - в воздухе приятно благоухает весенними ароматами. Так и хочется побольше быть на улице, дышать свежестью весеннего воздуха, гулять, играть. Это так полезно для здоровья. Вот бы сейчас отправиться в лес и прогуляться там по свежему воздуху. Хотите? А как мы можем там очутиться? (Ответы детей)
Публикация «Конспект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой „В гостях у Деда Природоведа“» размещена в разделах
Смотрите, а что это такое у нас лежит? Да это же волшебное покрывало самой Красавицы Весны. Давайте им накроемся, и оно нас отнесет на лесную полянку.
Воспитатель накрывает себя и детей покрывалом и произносит слова:
Волшебное покрывало ветерком зашуми,
В лес весенний нас перенеси.
Дети двигаются по группе. Звучит запись «Голоса птиц».
Воспитатель. Вот мы и в лесу.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, весенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Воспитатель. Ребята, если в лесу вести себя правильно, то он раскроет нам много своих тайн и секретов. А еще здесь можно узнать много интересного. Вот, например, вы знаете, что лес – это многоэтажный дом. И на каждом этаже живут свои жильцы. Хотите поиграть в игру: «Кто где живет?»
Игра «Кто где живет»
Воспитатель представляет детям модель дерева, наборы насекомых, птиц, животных. Дети располагают представителей фауны на модели: под корнями дерева, на коре, под корой, под кроной дерева, на ветках.
Воспитатель. Какие вы молодцы. Гуляя по лесу, что мы еще можем встретить? (ответы детей)
Воспитатель. Грибы и ягоды будут в лесу позже, летом. Главное не забывать, что не все их можно собирать. Почему?
Воспитатель. В нашем лесу весной распускается очень много цветов. Они так пахнут, мы уже слышали манящий аромат даже у нас в группе. Давайте вспомним их названия. (Ответы детей.) ( Первыми зацветают первоцветы: подснежники, цикламены, морозники (белый пион, потом пролески и лесные примулы, ветреницы, затем розовый пион, купавки, ландыши.) Все они очень красивы и поэтому люди их обрывают.
Цветы украшают луга и леса,
Но это не только природы краса.
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять.
Завянут букеты, погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Воспитатель. Вот поэтому многие лесные цвет становятся очень редкими. Их занесли в Красную книгу России. Их нужно беречь и охранять, а рвать нельзя. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
(Дети встают в круг, берутся за руки.)
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становись-ка в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте луг пошире.
(Делают 4маленьких шага назад,
расширяя круг.)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Прямо к озеру спешим,
Стане озеро большим.
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
(Смыкают круг, опять идут по кругу.)
Мы - веселые лучи,
Мы – резвы и горячи!
(Останавливаются, тянутся на носках.
Прыгают на носках, руки на поясе.)
Воспитатель. Ах, как же хорошо, что мы очутились в лесу. Здесь всегда свежий воздух, легко дышать. Давайте представим, что мы насобирали прозрачные шапочки одуванчиков. Поможем одуванчикам рассеять семена.
Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».
Из-за макета дерева кто-то кидает шишки.
Воспитатель. Ой, кто это в нас кидает шишки? Может это белка или еще какой зверь. Эй, кто там, выходи к нам! (воспитатель зовет вместе с детьми.)
Выходит Дед Природовед. У него в руках мешочек, в котором лежат шишки, каштаны, желуди.
Дед Природовед. Опять ходят в моем лесу, животных, птичек-певичек пугают, мусорят. Никакого порядка нет.
Воспитатель. Здравствуйте, дедушка, извините, что побеспокоили. Мы просто пришли немного погулять и подышать свежим воздухом. Мы не шумим и никого не пугаем. А как Вас зовут?
Дед Природовед. Зовут меня, Дед Природовед. Живу я здесь уже тысячу лет. Охраняю лес от злых людей.
Воспитатель. А что в лес и злые люди приходят?
Дед Природовед. Еще бы в последнее время просто беда. Мало того, что приходят отдыхающие, шумят, мусорят. Это еще пол беды. Так еще лесорубы нещадно пилят, и пилят деревья. Слышали про таких? Они древесину заготавливают для людей. Они потом на своих фабриках делают разные полезные вещи. Это я все понимаю. Но, пилят очень много, а сажают совсем мало. Раньше помогали высаживать деревья и лесничие, и студенты, и школьники, и просто добрые люди. А сейчас, просто беда. Сажают совсем мало. Поэтому, скоро все мои любимые животные лесные, птички, жучки, червячки станут бездомными, и могут даже погибнуть.
Воспитатель. А как мы Вам можем помочь?
Дед Природовед. Вот если бы люди стали больше сажать деревьев, каждый человек, хотя бы одно дерево, тогда все можно было бы изменить. Зашумели снова зеленые леса, хорошо бы было всем: и людям, и животным.
Воспитатель. Мы готовы вам помочь. Что нужно делать?
Дед Природовед. Это хорошо. Вы очень добрые. Только сначала я хочу узнать, знаете ли вы названия деревьев, которые растут в нашем лесу. (Ответы детей.) Вот тут я вам принес плоды некоторых из них, узнаете? (Дед Природовед достает по одному : каштаны, желуди, еловые и сосновые шишки, и др. Дети называют плоды.)
Дед Природовед. Все правильно. А теперь поиграйте со мной в игру «С какой ветки детка».
Дед Природовед показывает детям карточки с изображением деревьев, уточняет их название. Раскладываются карточки. Дети поочерёдно достают себе один плод на ощупь из мешочка. По команде: «Раз, два, три, свое дерево ищи», - находят дерево, которому принадлежит семя.
Дед Природовед. Вот порадовали вы меня. Хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я очень рад, что у меня появились помощники. А вы знаете какие инструменты нужны, чтобы посадить дерево? (Ответы детей.)
А вот по этим картинкам я хочу проверить, знаете ли вы, как правильно посадить дерево.
Игра «Разложи картинки по порядку»
Дед Природовед раскладывает перед детьми карточки, на которых изображены схемы посадки дерева: взять лопату, выкопать яму, полить водой, вбить колышек, поставить корни дерева в яму, засыпать землей, привязать к колышку, полить. Дети выбирают карточки и раскладывают в соответствующей последовательности.
Дед Природовед. Вот теперь я могу положиться на вашу помощь. Вы все знаете.
Раздается стук в окно. За ним «летает» ворон, в клюве он «держит» саженец дерева.
Дед Природовед. Ну, наконец-то, я уже тебя совсем заждался. Это мой Ворон Воронович, мой главный помощник. Он помогает мне саженцы деревьев разносить по всему лесу. Вот и сейчас, для вас принес. (Открывает окно, берет саженец.) Лети дальше, а у меня тут еще дела.
Ребята, вы сегодня узнали что-нибудь новое? Где вы можете ещё узнать о деревья, о жизни животных, птиц, насекомых? О чем вы хотели бы рассказать? Кому? Зачем люди сажают деревья? Вы можете дома посадить дерево? А в детском саду у вас много деревьев? У вас есть место, куда можно посадить дерево? У вас есть инструменты для посадки?
Тогда, давайте сейчас все вместе пойдем на ваш участок и посадим саженец клена, который принес мой друг, Ворон Воронович.
Воспитатель, Дед Природовед, дети берут саженец, инструменты для посадки, одеваются и идут на участок сажать дерево.