Папки-передвижки

ООД по художественно — эстетическому развитию «Сказочная гжель»

Елена Усова
ООД по художественно — эстетическому развитию «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы

ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Тема: «Сказочная гжель».

Интеграция образовательных областей:

«Познание»- закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

«Художественное творчество» - побуждать детей к созданию декоративной композиции в нетрадиционной технике по мотивам гжельской росписи.

«Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Публикация «ООД по художественно — эстетическому развитию „Сказочная гжель“» размещена в разделах

«Коммуникация» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.

«Здоровье» - следить за осанкой во время работы.

«Труд» - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.

«Музыка» - развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Цель: расширение у обучающихся знаний о традиционных русских народных промыслах: гжель.

Задачи:

образовательные: способствовать формированию обобщенных знаний и умений различать стиль декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывая при этом чувство формы, ритма, симметрии; формировать умения освоения детьми характерных элементов, колорита, композиции.

развивающие : развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи, творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, мелкую моторику; продолжать работать с пластилином в нетрадиционной технике «пластилинография», закрепить разные приемы работы с пластилином.

- воспитательные: воспитывать у обучающихся эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно - прикладному искусству; эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно - прикладного искусства; воспитывать у обучающихся желание заниматься подобной деятельностью, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.

Словарная работа: гжельская посуда, гжельские мастера, сахарница, квасник.

Предварительная работа: рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью; рисование элементов росписи, заучивание стихов про росписи.

Материалы к занятию: картон А4 голубого или синего цвета, шаблон «чайник гжельский» на каждого ребенка, пластилин голубого, синего и белого цветов, стеки, дощечки для пластилина, салфетки.

Оборудование для занятия: презентация, сундук, гжельский чайник для демонстрации, образец готовой работы для детей, музыкальное оформление для занятия.

Ход ООД.

Вводная часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте к нам в гости!

Я вот тут недавно на ярмарке побывала

И подарки выбирала.

Принесла вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

А ещё на ярмарке повстречала я девиц – красавиц! Наряды на них расписные, у каждой девицы своя роспись. Пригласила я их к нам в детский сад. Хотите с ними познакомиться?

Звучит музыка. Входят девицы в нарядных платьях: Гжель, Городец, Хохлома и Дымковская барышня.

Воспитатель:

Ай да девицы, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Воспитатель: Ну откуда наша, гостья? (обращаюсь к девице – Хохломе).

Отвечает девица – Хохлома:

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой!

Воспитатель:

Хохлома, Хохлома

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Воспитатель (Обращаюсь к Дымковской барышне) :

Модница - нарядница,

А Вы куда идёте?

С зонтиком и сумочкой

Глиняная тётя.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша.

Отвечает Дымковская барышня:

Мои ручки – крендельки,

Щёки будто яблоки.

Со мной издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Я – игрушка расписная,

Хохотушка вятская –

Щеголиха слободская,

Кумушка посадская.

Воспитатель (Обращаюсь к Городецкой девушке)

Городецкая роспись – как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Отвечает девица –Городец

Есть на Волге город древний,

По названью - Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Воспитатель:

В Сине - белом дева-чудо, (обращаюсь к девице – Гжели)

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать!

Девица – Гжель отвечает :

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Воспитатель:

Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты

Синяя фантазия – море красоты!

Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Воспитатель:

- Ребята, а вам знакомы эти барышни?

- Гжель, Хохлома, Городец, Дымково – это всё что? (Ответы детей). Верно. Это всё традиционные русские народные промыслы. Каждый вид росписи имеет свои особенности, о которых мы с вами уже говорили раньше.

- Как вы вовремя зашли к нам в гости! Я как раз собиралась показать ребятам, что я на ярмарке купила. Дорогие гостьюшки, проходите, присоединяйтесь к нам, будем все вместе рассматривать мой «расписной товар». /Девочки кланяются, проходят и садятся за свои столы/

Ребята, отгадайте-ка мою загадку:

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивиться

Чудо на фарфоре – синяя купель,

Это называется просто роспись….

Ответ детей: Гжель. Гжельская посуда; посуда гжельских мастеров.

- А теперь я вам покажу, что же я купила на ярмарке. /Достаю из сундука посуду расписанную росписью гжель /.

- Что же у меня в руках такое расписное, ребята? ( Ответы детей: кувшин, сосуд, чайник)

-А какой это вид росписи? (ответы детей). Верно, это гжель. А как вы догадались, что это гжель? (Ответы детей). Всё верно. Здесь использованы цвета, характерные для гжели – синий, белый, голубой. А также элементы гжельской росписи.

Красны девицы и добры молодцы, а давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель. Вот посмотрите на экран – с чего все начинается.

Презентация.

"Есть в Российском государстве среди лесов дремучих недалеко от города Москвы старинное село Гжель. В давние времена жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.

И вот собрались они как-то на совет и решили делать посуду такую, какую никто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, да на весь мир прославиться. Чем же народ удивить? Посмотрели они по сторонам… Небо над ними синеокое, лес вдалеке синеватый, голубая гладь рек и озёр, поля васильковые.

Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор. И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.

Стали мастера своё умение показывать. У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется. Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель»

И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду

Физкультминутка:

Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)

На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)

Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)

Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)

Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)

Всех я угощаю.

Вот серебряный поднос (руки над головой, подняться на носочки)

К чаю нам пирог принес. (ходьба)

Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает?

Воспитатель: Что ж ты, девица, приуныла?

Отчего ж слёзы свои льёшь?

Гжелинка : Я посуду всю разбила (плачет)

Воспитатель: Где ж посуда-то твоя?

Гжелинка : Вот, на подносе осколки лежат.

(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров : чайник, сахарница, блюдце, чашка)

Воспитатель: А, так это. Не переживай, наши ребята все осколочки сейчас соберут.

Игра «Собери посуду»

Воспитатель: Вот и собрали мы посуду, только ее не склеишь теперь. Но не беда. Не переживай, Гжелинка, мои ребята тебе помогут.

- Давайте ребята составим синквейны на тему «Гжель»

(Существительное – гжель… Прилагательные – сказочная, яркая, синеокая, искусная, уникальная, традиционная… Глаголы: радует, вдохновляет, удивляет, восхищает, покоряет, развивает…Что такое гжель? - народный промысел, вид декоративной росписи)

Они сейчас тебе новую посуду распишут, лучше прежней! А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже побывать в сказке. И превратиться в искусных мастеров. И распишем мы сегодня посуду гжельской росписью, но по-особенному, не краской, а пластилином.

- Сначала давайте вспомним алгоритм работы с пластилином (слайд) : перед работой пластилин следует немного разогреть в руках; раскатывать и разминать пластилин нужно только на дощечках или в руках, а только потом переносить на шаблон полученную деталь; не забывайте пользоваться при необходимости салфетками; не забывайте о том, что стека - это колющий предмет, поэтому пользоваться им нужно аккуратно.

- Расписывать посуду мы будем при помощи пластилиновых жгутиков.

- Напоминаю, как получить ровный жгутик необходимой толщины? Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина и при помощи ладошек раскатать колбаску, а затем на дощечке придать этой колбаске необходимую толщину.

- Нам понадобятся тонкие жгутики. Жгутики нужно уложить по контуру рисунка – внешнему и внутреннему. Сначала удобнее сделать внутренний контур, а затем уже внешний. А цвета вам известны – синий, голубой и белый. Какие из них выбрать, вам, мастерам, решать.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Давайте. Ребята, встанем в круг. Какая красота вокруг! Мастера все постарались. У Сони получилась очень красивая тарелочка, у Илюши расписной чайник, у Даши замечательный квасник… А Вам, ребята, какие работы понравились? Чем? Все, ребята, молодцы!

Ой, вы гости дорогие!

У нас сосуды расписные: веселы и ярки, словно подарки.

Отдохнули все по - праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

Пришло время расставаться, до свиданья…

- А мы с ребятами оформим выставку и пригласим вас посмотреть на нашу расписную посуду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

МБДОУ «Детский сад № 30»

Конспект интегрированной ООД

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом «гжель» для старшей группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом «гжель» для старшей группы Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель». Программное содержание: - Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры,.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст)Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Сказочная птица»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Сказочная птица» Цель: Учить детей передавать в рисунке, сказочный образ птицы, придумывать необычные детали, через подбор цветовой гаммы. Задачи: учить.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Сказочная Гжель» в разновозрастной группеКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Сказочная Гжель» в разновозрастной группе Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме. Задачи: Образовательные: формировать умение передавать.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга»НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Радуга» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая. Интеграция.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива»НОД по художественно-эстетическому развитию «Крапива» Цель: Уточнить их представления о крапиве. Познакомить с полезными свойствами крапивы, показать пользу и значение крапивы для человека,.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета»НОД по художественно-эстетическому развитию «Ракета» Цель: Учить детей вырезать и аккуратно приклеивать фигуры из цветной бумаги, создавая целостную картину. Задачи: -Учить детей из цветной.

Работы детей «Сказочная гжель»Работы детей «Сказочная гжель» "Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки - Быль или небыль? Изделия рук золотых. " Свой неповторимый облик у знаменитой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по художественно — эстетическому развитию «Сказочная гжель»
Опубликовано: 12 мая 2022 в 08:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по художественно — эстетическому развитию «Сказочная гжель»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Усова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД