Ирина Полетаева
ООД по математическому развитию в старшей группе «Поможем Маше отпраздновать день рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Полетаева И. О
Программное содержание: уточнить пространственные отношения: впереди, сзади, наискосок, вниз, вверх, вправо, влево.
Закрепить смысл сложения и вычитания; взаимосвязь целого и частей; количественный и порядковый счет в пределах 5; знание геометрических фигур.
Освоить умение классифицировать множества по двум свойствам: цвет, размер.
Активизировать словарь детей по теме «Посуда».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развивать речь, логическое мышление, слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, координацию движений с речью.
Воспитывать чувство коллективизма, аккуратность в работе, желание помочь другу.
Оборудование: Д/ м: резиновый колючий мячик; письмо от Маши; отрывной календарь; изображения посуды, наложенной друг на друга; картинки с изображением 5 чашек – 2 синих и 3 желтых; 5 тарелок - 1 из которых разбита; картинки к д/и «Посчитай предметы посуды»; красный и синий обручи и изображения предметов посуды к д/и «Расставь посуду по полочкам»; таблица к д/упражнению «Найди недостающий чайник»; цифры от 1 – 5; знаки «+», «-», «=».
Р/ м: разрезанные на 6 – 8 частей изображения предметов посуды; изображение бокальчика на палочке; конверты с листочками в клетку.
Активизация словаря: впереди, сзади, между, завтра, часть, целое, посуда, разноцветная, внутри, снаружи, наискосок, вправо, влево, вниз, вверх.
Предварительная работа: игра «В гостях у зайки», игра «Путешествие по комнате», д/и «Динамические картинки».
Ход занятия: I часть. Оргмомент «Разминка».
Разминка проходит с резиновым колючим мячиком.
- Дети, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте быстро, только «да» или «нет», быстро передавая мяч следующему ребенку.
- Стакан бывает стеклянным?
- Сейчас месяц апрель?
- Суп едят вилкой?
- Стакан, кастрюля, ложка – это посуда?
- Зарядку делают ночью?
- Я ниже тебя, Саша?
- Сейчас время года лето?
- В пустом стакане есть орехи?
II часть. Введение в занятие.
- Ребята, сегодня утром я зашла в нашу группу, а на столе лежало вот это письмо, адресованное вам. Вы хотите узнать, что там написано? Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята! У меня 10 апреля день рождения. Я пригласила много гостей, но совсем не готова к их приходу. Помогите мне, пожалуйста, подготовиться к празднованию дня рождения.
Заранее благодарна. Маша».
- Ребята, вы готовы помочь Маше?
Тут внизу еще есть продолжение просьбы: «Если вы согласны, я отметила цифрами порядок выполнения заданий и написала, что надо сделать. Сама я спешу в магазин за продуктами к праздничному столу».
- Ребята, а что такое день рождения? (Праздник).
- Как можно отметить день рождения? (Испечь торт, испечь пирог, заварить чай, сварить кофе, приготовить игры, сюрпризы для гостей).
- Когда день рождения у Маши? (10 апреля).
- А кто знает какой сегодня день? (Дети высказывают свои мнения).
- Подойдите к календарю и посмотрите какое сегодня число? (9 апреля).
- Когда день рождения у Маши? (Завтра).
- Как вы думаете нам пора уже идти на помощь Маше? (Да).
- А что Маше потребуется, чтобы накрыть праздничный стол? (Посуда).
III часть. Пространственные отношения: впереди, сзади, между.
Воспитатель выставляет изображения зверей, идущих друг за другом, которые несут предметы посуды.
- Посмотрите, на помощь к Маше тоже спешат звери.
- Посчитайте их по порядку.
- Кто идет впереди всех? Что он несет? (Бидон).
- Кто идет сзади всех? Что она несет? (Кружку).
- Кто стоит между лисой и белкой? Что он несет? (Чайник).
- Кто стоит вторым по счету? Что она несет? (Кувшин).
- Кто стоит пятым по счету?
- Отправляемся в путь, идем друг за другом к первому заданию.
IV часть. Игровое упражнение «Найди, что спрятано?»
Воспитатель читает задание: «Ребята, помогите мне отыскать всю спрятанную посуду и назвать ее».
Воспитатель показывает детям изображения контуров посуды, наложенной одна на другую.
- Что видишь ты, Соня? (Я вижу самовар).
- Что ты видишь, Никита? (Я вижу миску).
(Блюдце, чашка, кувшин, ложка, чайник)
- Назовите одним словом то, что вы увидели и мне назвали. (Это посуда).
Строимся, идем дальше. К какой цифре мы сейчас пойдем? (К цифре 2).
V часть. Закрепление представлений о части и целом.
Воспитатель читает записку: «Ребята, помогите мне составить и решить выражения по картинкам о посуде».
Воспитатель выставляет первую картинку, на которой изображены 2 синих и 3 желтых чашки.
- Сколько синих чашек на картинке? (Синих чашек 2).
- Алеша, найди цифру 2 и поставь ее под картинку.
- Сколько желтых чашек? (Желтых чашек 3).
- Саша, поставь цифру 3 после цифры 2 на небольшом расстоянии.
- Сколько всего чашек на картинке? (5 чашек).
- Что мы искали? (Целое).
- Какой знак нужно поставить между частями? (+).
- Поставь его, Настя. И прочитай выражение, которое мы составили по картинке.
2+3=5
Воспитатель выставляет другую картинку.
- Что изображено на картинке? (На картинке изображены тарелки).
- Сколько было тарелок сначала? (Было 5 тарелок).
- Иди, Соня поставь под картинкой цифру, которая обозначает количество тарелок.
- Что случилось потом? (Одна тарелка разбилась).
- Паша, найди и поставь эту цифру рядом, на небольшом расстоянии.
- Сколько тарелок осталось? (4 тарелки).
- Что мы искали? (Часть).
- Какие знаки нужно поставить между цифрами? (-; =).
- Прочитай, Диана, какое выражение у нас получилось? (5-1=4).
- Молодцы, я думаю, что мы справились с этим заданием и можем идти дальше. К какой цифре мы пойдем? (К цифре 3).
VI часть. Массаж спины Спинка-тростинка».
- Прежде, чем идти дальше помогать Маше, мы немного разомнем наши спинки. Встаньте друг за другом по кругу.
Дети дружно встали, (Встать, выпрямиться).
Свои спинки показали.
Вот какие спинки, (Поглаживать ладонями спины, впереди стоящего ребенка).
Спинки-тростинки.
Ладошками стучали, (Похлопать ладошками по спине сверху вниз).
Спинки выпрямляли.
Пальчики бежали, (Быстро «пробежаться» пальчиками по спине).
Спинки выпрямляли.
Кулачки стучали, (Поколачивание кулачками).
Спинки выпрямляли.
Вот какие спинки, (Поглаживание спины ладонями мягкими движениями).
Спинки-тростинки.
VII часть. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Воспитатель читает задание: «Ребята, помогите мне посчитать, сколько предметов посуды мне нужно приготовить для гостей».
Воспитатель выставляет изображения
1 чайник; 2 сахарницы; 3 ножа; 4 ложки; 5 бокалов.
(Дети считают предметы посуды, согласовывая числительные с существительными, выставляя цифры для нужного количества предметов).
- Молодцы, вы справились с этим заданием, идем дальше. К какой цифре нужно идти? (К цифре 4).
VIII часть. Пальчиковая гимнастика “Мы посуду перемыли».
Воспитатель читает Машину записку: «Дети, помогите мне перемыть всю посуду».
Раз, два, три, четыре (Удары кулачками друг о друга).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают по одному пальчику на правой руке, начиная с
И большую поварешку. большого).
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают по одному пальчику на левой руке, начиная с
Ковшик тоже развалился, большого).
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы Маше помогали. (Удары кулачками друг о друга).
IX часть. Дидактическое упражнение “Склей посуду».
- Что мы сделали с чашкой?
- Что случилось с ковшиком?
- Что случилось с чайником?
- Что мы сделали с ложкой?
- Давайте, чтобы Маша не расстроилась, что мы испортили ей всю посуду, быстро склеим испорченную посуду. Воспитатель раздает разрезанные на 6- 8 частей предметы посуды. Дети за столами складывают целое изображение предметов посуды.
- Молодцы, я думаю, что Маша ничего не заметит, а нам пора идти дальше. К какому заданию мы пойдем? (К пятому заданию).
X часть. Дидактическое упражнение «Найди недостающий чайник».
Воспитатель читает задание от Маши: «Дети, помогите мне отыскать нужный чайник и поставить его на место».
Воспитатель вывешивает таблицу для задания «Найди недостающий предмет».
- Что вы видите? (Чайники).
- Они одинаковые? (Нет).
- Чем они отличаются? (Формой, цветом).
- Какие по форме чайники здесь нарисованы? (Овальные, круглые, треугольные).
- Какие по цвету чайники? (Разноцветные).
- Какого чайника не хватает в третьей строке? (Круглого, красного с листочками).
(Дети ставят чайник на место).
Молодцы, я думаю, что и с этим заданием вы справились и нам пора спешить. К какой же цифре нам нужно подойти? (К цифре 6).
XI часть. Гимнастика для глаз «Бокальчик».
- Мы долго искали чайник, глазки наши устали, давайте сделаем для них гимнастику и только тогда пойдем дальше.
Вверх бокальчик подними,
На него ты посмотри.
Вниз бокальчик опусти,
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай да, детки все умелые,
Глазками моргают,
Глазки закрывают.
XII часть. Игра с двумя обручами.
Воспитатель читает задание: «Ребята, вся посуда у меня перепуталась, помогите расставить ее на нужные полки».
Воспитатель выкладывает на пол красный обруч и предлагает детям сложить в него все красные предметы. Затем выкладывает зеленый обруч, так, чтобы получилась область пересечения с красным обручем и предлагает сложить в зеленый обруч все большие предметы, подводя детей к тому, что в области пересечения должны лежать и большие и красные предметы.
- Какие предметы остались за обручем? (Все не красные и все не большие).
- Справились вы и с этим заданием, пора идти дальше. Саша, к какому заданию подойдем? (К заданию 7).
XIII часть. Графический диктант.
Воспитатель читает задание: «Ребята, спасибо вам за помощь. Вы мне очень помогли. Я вам оставила сюрпризы в конвертах за ваше старание. Вы увидите, что там, если правильно выполните задание. А на свой день рождения я вас тоже приглашаю завтра. До встречи».
Дети садятся за столы, вынимают из конвертов листики в клетку, с поставленной точкой.
- Три клетки вверх; две клетки наискосок вверх вправо; две клетки влево; две клетки наискосок вниз вправо; три клетки вниз; две клетки наискосок вниз влево; две клетки вправо; две клетки наискосок вверх влево.
Дети выполняют задание под диктовку, получив изображение конфетки.
XIV часть. Итог деятельности.
- Чем мы сегодня занимались на занятии? (Помогали Маше).
Что мы делали? (Считали посуду, мыли посуду, решали примеры о посуде, склеивали посуду, раскладывали посуду в обручи, делали гимнастику для глаз, искали потерявшийся чайник, делали массаж спины, писали математический диктант).
- Молодцы, ребята, вы были очень дружные, помогали друг другу и поэтому у вас все получилось. Маша осталась довольна вашей работой. Занятие наше окончено.