МААМ-картинки

ООД по социально-коммуникативному развитию на тему «Колокол»

Лидия Ликунова
ООД по социально-коммуникативному развитию на тему «Колокол»
▼ Скачать

Программное содержание:

Обобщить и расширить представления детей о колоколах (когда появились в России, когда стали лить колокола на заводах России, названия колоколов, зачем нужны колокола). Познакомить детей с разными видами колокольных звонов, с особенностями их звучания.

Учить детей сравнивать, делать выводы.

Упражнять в лёгком беге, согласовывая темп и ритм движения с другими детьми.

Публикация «ООД по социально-коммуникативному развитию на тему „Колокол“» размещена в разделах

Закреплять навыки вырезывания предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое.

Способствовать расширению кругозора, развитию речи детей : активизировать в речи детей слова: «Царь - Колокол», колокольный звон. Обогатить словарь детей по данной теме: название колоколов и названия звонов.

Развивать познавательный интерес, внимание, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Приобщать к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений, народные традиции.

Воспитывать у детей интерес и уважение к православной культуре, любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ.

Материал:

Иллюстрации, открытки, колокольчик, дуги с колокольчиками и лентами для игры, колокольчики разных размеров с различным звучанием по количеству детей, видео, слайды, аудиозаписи песен, колокольных звонов, аппликационный материал, ножницы, клей, кисти, салфетки.

Методические приемы:

Словесные:

Беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, прослушивание песен, указания, пояснения.

Наглядные:

Рассматривание иллюстраций, колокольчиков, просмотр видео.

Игровые:

Музыкально -дидактическая игра «Перезвон», динамическая пауза «Катание на тройках», изготовление открыток.

Практические:

Частичный показ вырезывания детьми.

Предварительная работа.

Рассказ воспитателя о колокольном звоне, прослушивание записи, просмотр видео, рассматривание открыток, иллюстраций. Чтение стихотворения С. Есенина «Благовест», рисование колокольчиков.

I. Дети стоят полукругом около стульчиков. Слышится звон колокольчика.

В. Дети, что вы слышите?

Д.

В. Правильно. Это звенит маленький колокольчик. А если он большой, как мы его назовем?

Д.

В. Верно. Верно. Послушайте загадку:

Голова об шапку - Бом!

И на всю округу - Гром!

II. В. Что это? Верно. Присаживайтесь. Сегодня мы поговорим о колоколах и о колокольном звоне. Дети, где вы видели, слышали колокола?

Д.

В. Хорошо. А еще на небольших колоколах и колокольчиках играют в оркестре.

(Просмотр видео)

В. Что у меня в руке? Что еще так называют?

Д.

В. Верно. Колокольчики – это полевые цветы. Дети, как вы думаете, почему данный предмет (показ, сделанный из металла и издающий мелодичный звон, называют колокольчиком?

Д.

В. Правильно. В России колокола появились очень-очень давно, более 1000 лет назад. В основном колокола размещались на звоннице (колокольне) в монастырях и при храмах.

(Показ иллюстраций) .

В. А в нашем городе, где можно услышать и увидеть колокола?

В. Верно.

Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон – какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

Звон плывёт, взмывая в облака,

Он как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.

В. Красивое стихотворение. Какими словами описывает поэт колокольный звон?

В. Верно. А теперь вы скажите, колокольный звон что делает?

Дидактическая игра «Что делает?»

(Плывёт, взмывает, парит, берёт за душу, поёт, звенит, раздаётся, затихает, смолкает, усиливается, проникает, западает в душу).

В. Да. В давние времена колокола были небольшие и, при каждом храме их было всего по два или по три. Но затем, через 100 лет, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, стали отливать колокола больших размеров.

(Слайды, картинки)

В. На колокольне Ивана Великого в Москве имеются такие колокола :

Колокол по названию «Вседневный», весит около 10,272 кг, колокол «Реут», который весит около 32000 кг; самый большой колокол называется «Успенский» или «Праздничный» весит около 64,000 кг. Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является «Царь колокол», он стоит на постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Весит он 200 тон, диаметр колокола 6 метров. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, он пострадал во время пожара, и часть колокола откололась.

(Показ иллюстраций)

В. Русские колокола очень звучные и певучие.

(Дети слушают колокольный звон в записи)

Поэтому маленькие колокольчики закрепляются на лошадиной упряжке (на дуге) «Звону много веселей дорога».

В. Давайте «покатаемся» на санях с колокольчиком.

(Трое детей, изображают лошадей, берут дугу, к которой прикреплен колокольчик, четверо детей держатся за ленты. Легкий бег по кругу под музыку. В динамической паузе принимают участие одновременно 2 «тройки»).

Динамическая пауза «Тройка»

В. Весело кататься в санях? Ну, а теперь сани - в сарай, «лошадей» в конюшню, а детей приглашаю в группу, продолжим занятие.

(Дети садятся на стульчики)

В. В России очень любят церковный колокольный звон. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и служит выражением радости, грусти, торжества. Кроме этого звоном сзывали народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

(Звучит запись песни «Вечерний звон»)

В. Дети, понравилась вам песня? Да, я согласна с вами, песня очень красивая, напевная. Очень приятно слышать колокольный звон. Поэт С. Есенин, называл колокольчик говорливым, утверждал, что колокольчик расхохотался под дугой. что вы можете сказать про колокольный звон в прослушанной песне?

Дидактическая игра «Какой звон?»

(Тихий, вечерний, красивый, певучий, нежный, прекрасный, завораживающий, чарующий, громкий, тревожный, малиновый, звонкий, радостный, торжественный, печальный, грустный).

В. На Руси очень любят колокольный звон, слагают про него песни.

(Звучит запись песни «Малиновый звон на заре.»)

В. Как вы думаете, от чего зависит звучность и певучесть колокола?

Д.

В. А еще певучесть и звучность зависит от толщины стен колокола, от высоты и ширины колокола, от правильной пропорции, от правильного подвешивания колокола, от способа прикрепления языка к колоколу. Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри.

(Показать)

Православный народ очень любит колокольный звон, поэтому и появились на Руси различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение: БЛАГОВЕСТ, СОБСТВЕННО ЗВОН. Благовестом называются мерные (размеренные) удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению, т. е. возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Это происходит так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола, а затем уже следуют мерные удары. Благовест бывает обыкновенный (частый) или постный (редкий).

(Прослушивается запись).

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или в несколько колоколов. Звон называют:

Трезвон - это звон во все колокола, через два маленьких промежутка, повторяется трижды (три раза). Он выражает радость, тожество. Двузвон- это звон во все колокола в два приема (дважды).

(Просмотр видео).

Перезвон – это, когда звонят поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого маленького (малого, и так повторяют много раз.

(Слушают запись).

В. А теперь вы будете колоколами, а я - звонарем. До кого я дотронусь (коснусь) рукой, тот произносит слово: «Бом!» (Воспитатель объясняет, что самый большой колокол издает низкий звук, а самый малый колокол - самый высокий. Дети делятся на три - четыре группы по три - четыре ребенка.)

В. Дети кто такой звонарь? Правильно.

Муыкально -дидактическая игра «Перезвон».

В. Молодцы! Как - будто настоящие колокола звучали.

В. Еще собственно звон бывает медленным, звонить начинают с самого малого и до самого большого, а после удара в самый большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз. Такой звон называют перебором.

Слушают, как звучит перебор.

В. Когда звонят во все колокола (при кафедральных соборах, монастырях, такой звон называют красным звоном. Я приготовила для вас колокольчики. Предлагаю вам, как настоящим звонарям исполнить КРАСНЫЙ ЗВОН.

Детский оркестр.

В, Молодцы. Дети, давайте в память о нашем занятии наклеим изображение колоколов, сделаем открытки и подарим ее близким и родным. Согласны?

В. Заготовка, какой формы нам понадобится?

В. Кто расскажет, как будет вырезать колокол?

В. Правильно, но прежде чем, приступить к аппликации, давайте немного подвигаемся.

Динамическая пауза «Мы ногами…»

Мы ногами топ, топ, топ!

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!

Мы глазами миг, миг, миг!

Мы плечами чик, чик, чик!

Раз – сюда, два – туда, - повороты

Повернись вокруг себя – кружатся

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

В. Занимайте свои места за столом и приступайте к работе.

(Помогаю детям советом, подсказываю, предлагаю украсить открытку и колокол, в которой угадывается колокольный звон).

(По окончанию работы дети рассматривают открытки, обмениваются впечатлениями. Одну открытку дарят помощнику воспитателя.)

III. В. Дети, о чем сегодня мы говорили на занятии? Что нового и интересного вы узнали? Вам понравилось занятие?

В. Какое настроение у вас было, когда вы слышали колокольный звон? Какие чувства он у вас вызвал?

В. Верно. Давно замечено, если человек радуется колокольному звону, если ему приятно его слышать, значит у человека добрая, чистая душа.

Литература

Серафим Слободской протоиерей «Закон Божий. Руководство для семьи и школы». М., издательство «Православное братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 2000г.

Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 5 -6 лет по социально – коммуникативному развитию. Творческий Центр «СФЕРА», 20208

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 комбинированного вида»

Конспект ООД

на тему :

«Колокольный звон – песня души»

для детей 5 – 7 лет

Разработали воспитатели:

Архипова Л. Н.

Ликунова Л. А.

Саранск 2022

Публикации по теме:

Консультация по социально-коммуникативному развитию для воспитателей Для вас, педагоги! «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовила воспитатель Ложкина Тамара.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2) 19.«Давайте поздороваемся» Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки. Воспитатель и дети говорят о разных способах.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Скоро Рождество!» в старшей группе Цель: познакомить с традициями и историей русского быта, Рождества и гостеприимства. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дружные ребята» НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе "Дружные ребята" Воспитатель: Белоусова Екатерина Андреевна. Цель: Формирование.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Кто в семье главный?» Цели: развить у дошкольников осознанное отношение к семье, понимание роли всех ее членов (мама – хранительница семейного очага, папа – заботливый.

Образовательная среда по социально-коммуникативному развитию «Юный патриот»Образовательная среда по социально-коммуникативному развитию «Юный патриот» От северного полюса и до горы Рагдан И от Чукотки до Калининграда Лежит Россия – большая из стран, И нам земли другой вовек не надо! Дальний.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Проект по социально-коммуникативному развитию «В Новый год без пожара»Проект по социально-коммуникативному развитию «В Новый год без пожара» Актуальность. Новогоднюю ночь и следующие за ней каникулы принято считать временем чудес, добра и волшебства. Новый год невозможно представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по социально-коммуникативному развитию на тему «Колокол»
Опубликовано: 21 января 2023 в 21:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по социально-коммуникативному развитию на тему «Колокол»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Ликунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД