Кадырова Назия
Конспект ОД «Голубая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Кадырова Назия Гайсовна
2. Доминирующая образовательная область Социально-коммуникативная
3. Вид деятельности детей Коммуникативная
Музыкальная
Изобразительная
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская
4. Форма организации Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности Голубая планета
Публикация «Конспект ОД „Голубая планета“» размещена в разделах
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
- проблемная ситуация - беседа о загрязнение воды в природе человеком;
- слайды «Какая бывает вода».
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
-приглашение в полет на космической ракете;
3. Приемы организации практической деятельности детей:
- опыты: «Вода - жидкость», «Вода- растворитель», «Вода не имеет вкус», «Вода - отражатель», «Как очистить воду»;
- подготовка материала для опытов;
- подбор музыкального произведения;
- оформление фотовыставки;
- внесение в уголок исследовательской деятельности оборудования для самостоятельной игры.
4. Приемы поддержания интереса у детей:
-просмотр слайдов «Какая бывает вода»;
- рисование «Чистая река»;
-организация опытов детьми;
- чтение стихотворения Рыжовой Н. А. «Вы слыхали о воде?».
5. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- удовлетворенность от проделанной работы;
- обсуждение полученных результатов.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.
Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Какая бывает вода» с комментариями; исследование объектов окружающего мира и опыты с водой.
Художественно-эстетическая: чтение стихотворения о воде; рисование «Чистая река; самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
4. Возрастная группа: Подготовительная логопедическая группа (6-7 лет)
5. Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей.
6. Задачи: - развивать творческие способности, воображение, мыслительную активность, любознательность, стремление к экспериментированию, инициативу, самостоятельность детей в деятельности;
- формировать навыки проведения лабораторных опытов, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-закрепить умение пользоваться приборами и материалами при опытах;
-обобщить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ; ее свойствах;
- владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения - воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность при работе;
- воспитывать в детях уверенность, понимание роста возможностей и достижений.
7. Планируемые результаты : - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, проявляет самостоятельность; ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому;
- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;
- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- ребенок соблюдает правила поведения в лаборатории.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) В зоне творчества: акварель, кисточки, непроливайки, подставки, салфетки, палитра, ватные палочки, трубочки, листья деревьев; фотоальбом «Какая бывает вода».
В зоне познания: магнитофон, диск с записью, ноутбук, экран, глобус.
В зоне экспериментирования: материал для экспериментирования: пипетки, стеклянная банка, стаканы с грязной и чистой водой, пустые стаканы, бумажные и тряпочные салфетки, вата, песок, трубочки, ложки, сахар, соль, воронки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах Опытно-исследовательская деятельность с разными материалами для экспериментирования; рисование нетрадиционной техникой.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 30 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 5 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) В. : Ребята, вы хотите принять участие в полете вокруг земли? ( Примерные ответы: да, желаем, хотим).
В. : На чем мы с вами полетим? ( Примерные ответы: на самолете; ракете; ковре-самолете; звездолете).
В. : Вы уверены, что наша ракета взлетит? ( Примерные ответы: да; нет).
В. : Это нужно заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета. Необходимо решить расчетные задачи:
1. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).
2. Полет происходит на третий день недели. Какой это день?
В. : Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, ( дети хором считают:10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт).
В. : Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).
В. : Что такое глобус? ( Примерные ответы: это макет нашей планеты, макет земного шара)
В. : Какого цвета на глобусе больше? Что обозначают на картах и глобусе синим цветом? ( Примерные ответы: синий цвет–вода; это моря; океаны; реки).
В. : Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный–голубой. Это потому, что этой краски, действительно больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой.
В. : Так почему Землю называют «голубой» планетой? ( Примерные ответы: много воды; она занимает большую часть планеты).
В. : Ребята, представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а – это вода, которую можно употреблять человеку. (Показываю трехлитровую банку и стакан с водой). Так много или мало пресной, чистой воды на земле? ( Примерные ответы: чистой воды мало)
1.2 Мотивация деятельности детей В. : А где вы видели воду? ( Примерные ответы: в кране; чайнике; бассейне; реке; аквариуме; пруду; море; озере; ручейке; океане; луже).
В. : Как вы думаете, какая вода в водоемах? ( Примерные ответы: грязная; чистая; пресная; соленая).
В. : Всю воду, которая есть на земле может использовать человек? ( Примерные ответы: нет, можно пить только чистую воду, можно, но только поливать цветы).
В. : Кому еще нужна чистая вода? ( Примерные ответы: растениям; птицам; зверям; насекомым).
В. : Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем
Везде нужна вода.
В. : Что будет, если мы не будем ее беречь, экономить? ( Примерные ответы: погибнут животные, деревья, цветы, насекомые, люди не смогут жить без воды).
В. : Как мы можем ее беречь и экономить? ( Примерные ответы: закрывать кран, зря не лить, не оставлять краны открытыми)
В. : От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Как сделать, чтобы чистой воды было больше? ( Примерные ответы: очистить воду, не мыть машины на берегу, не кидать мусор в реки).
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) В: Где можно очистить воду и как? ( Примерные ответы: дома; профильтровать в барьерах; лабораториях; строить очистные сооружения).
В: Как можем мы с вами сделать воду чистой? ( Примерные ответы: очистить ее; профильтровать).
В: Где мы с вами можем очистить воду? ( Примерные ответы: в нашей лаборатории).
(Дети надевают халаты и проходят в центр экспериментирования)
II. Основная часть: Презентация ситуации.
Выявление проблемы.
Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов.
Продуктивная деятельность. 22 мин.
В:- Прежде, чем приступить к исследованию вспомним правила поведения в лаборатории. ( Примерные ответы:
Не шуметь – этим мы мешаем другим;
Аккуратно обращаться с посудой;
Помнить, что стекло можется биться и им легко порезаться;
Внимательно слушать).
В. : Молодцы! Я вижу, вы готовы. Проходите в лабораторию.
В. : Мы с вами увидели, как мало чистой воды на планете. Как вы думаете, вода, которая есть в нашей лаборатории, пригодна человеку? ( Примерные ответы: нет, в одном стакане вода грязная. Ее пить нельзя, можно заболеть).
В. : Почему вы думаете, что она грязная? ( Примерные ответы: на дне стакана лежит песок).
В. : Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? ( Примерные ответы: очистить; пропустить через фильтр).
В. : Из чего мы можем сделать фильтр? ( Примерные ответы: из ваты; салфетки; бинтика).
(Дети выбирают необходимый им материал для изготовления фильтра).
Выполнение действий детьми.
В. : У всех получилось? Какие вы молодцы! Что произошло с водой: какая она стала? ( Примерные ответы: чистая; прозрачная).
В. : Почему это произошло? Что стало с песком? ( Примерные ответы: потому что профильтровали. Песок остался на фильтре, его задержал фильтр).
В. : А как вы думаете, все ли фильтры одинаково очистили воду? У кого вода чище? ( Примерные ответы: на фильтре из ваты песка осталось больше. Значит, фильтр из ваты плотнее и вода в этом стакане чище.
В. : Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаем каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из водохранилища, затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадает в водопровод и ее можно пить. Это питьевая пресная вода.
В. : Как вы считаете: есть ли вкус у воды? ( Примерные ответы: нет, у воды нет вкуса).
В. : Можно ли изменить вкус воды? С помощью чего? ( Примерные ответы: можно добавить сахар, лимон, соль, варенье, сироп).
( Дети подходят к столу и выбирают себе необходимый материал: сахар, соль, сироп и кладут в свои стаканчики)
В. : Какая по вкусу получилась вода у тебя, Сережа? Почему? ( Примерные ответы: соленая, я положил соль).
В. : А у тебя, Лера? ( Примерные ответы: сладкая, потому что я положила сахар).
В. : Что случилось с сахаром и солью? Какая стала вода?
В. : Подумайте, какой можно сделать вывод? ( Примерные ответы: они растворились в воде, исчезли, а вода приняла вкус того вещества, которое в нее добавили).
В. : Как вы думаете, все ли растворяет вода? ( Примерные ответы: нет, песок осел на дно стакана, он не растворился, а сахар и соль растворились. Значит, вода растворяет не все вещества).
(Дети подходят к столу и смотрят в таз с водой).
В. : Загляните в таз с водой, что вы там видите? ( Примерные ответы: свое лицо, отражение).
В. : Где еще можно увидеть отражение? ( Примерные ответы: в зеркале; в витрине магазина; на речке).
В. : Что будет, если сильно подуть на воду?
(Дети дуют на воду с разной силой) ( Примерные ответы: отражение становится неясным, размытым, вода неспокойна).
В. : Неплохо бы отдохнуть. Как вы считаете?
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
(Показ слайдов свойств воды, воды в природе на фоне мелодии «Шум воды»)
В. : Что можно сказать о воде, которую вы слышите и видите? ( Примерные ответы: она журчит; плещется; сверкает; течет; бурлит и т. д.).
Выводы детей: Вода - жидкость, она может отражать предметы, растворять одни вещества и не растворять другие, не имеет вкуса, но может принять вкус.
В. : Как вы считаете: какая бывает вода? ( Примерные ответы: минеральная; газированная; холодная; речная; прозрачная; болотная; родниковая и т. д.).
В. : Как человек использует воду? ( Примерные ответы: умывается; стирает; моет посуду; поливает огород; сады; готовит обед и т. д.).
Игра «Вода хорошо – почему? Вода плохо - почему?» (технология ТРИЗ)
1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.
Вывод; без воды жить нельзя.
2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол, не заметишь - можно упасть и разбиться, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает все на своем пути.
В. : Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. С какими свойствами воды вы встретились?
(Дети перечисляют свойства воды)
В. : Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!
В. :Посмотрите, какая красивая у нас планета! Мне бы очень хотелось, чтобы вы ее берегли и помогали ей. Пора возвращаться на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через десять секунд, Приготовились, начинаем отсчет: 1,2,3.,4.5,6,7,8,9.10. Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю. Я очень рада, что вы были сегодня очень внимательны, любознательны. Настоящие исследователи!
Мы с вами путешествовали недолго, но успели много увидеть и узнать о воде.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (имитация мытья рук)
Брызги – влево, брызги - вправо!
Мокрым стало наше тело (сжать в кулачок, с силой выпрямить пальчики) Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро (имитируют поочередное вытирание рук)
Мы узнали, что чистая вода необходима всему живому на Земле: человеку, птицам, рыбам. Как мы можем помочь нашей реке, чтобы она ожила?
( Примерные ответы: запустить рыбок).
В. : Каким образом вы это будите делать? ( Примерные ответы: можно рыбку нарисовать; слепить; вырезать из бумаги).
Изобразительная деятельность детей в центре творчества (рисование нетрадиционными техниками по желанию детей.)
Показ слайдов последовательности нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография (с трубочкой, тычкование колпачком и ватной палочкой, рисование на мятой бумаге, оттиск пробкой и листьями).
В. : Молодцы, ребята! Какие необычные рыбки живут в реке вот рыбка – золотая, красивая какая. Вот черные и красные, и все они прекрасные!
III. Заключительная часть Заключительный этап решения проблемы. 3 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей В. : Ребята, чем мы сегодня занимались? ( Примерные ответы: проводили опыты; рисовали; играли).
В. : Что вам больше всего запомнилось? ( Примерные ответы: как я очистил воду фильтром).
А мне понравилось рисовать рыбок
В. : Какие новые свойства воды вы узнали сегодня? ( Примерные ответы: что вода жидкость, она приобретает форму сосуда в котором находится; приобретает вкус; растворяет вещества, но не все (песок, глина); отражает, как зеркало).
В. : Что вы будете делать, что бы вода всегда оставалась чистой? ( Примерные ответы: мы не будем кидать мусор в реки; закрывать кран, зря не лить воду; беречь и охранять ее; строить очистные сооружения).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане,
Водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
2. Квинько Л. Секреты природы – это так интересно!. – М. : Линка – Пресс, 2004
3. Кожохина С. К., Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче, Ярославль; ПК «Химический завод» «Луч», 2007
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода, М. : ЛИНКА - ПРЕСС,1997
5. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. -2-е издание., испр. -М: ТЦ Сфера, 2010