Лучший педагог года

Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения

Марина Климова
Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения

Автор:Климова Марина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

Публикация «Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения» размещена в разделах

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н. И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога.» (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И. В. Дубровина, 1995, 1998).

Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Одна из последних, пополнившая и без того длинный ряд достаточно однообразных по своему содержанию программ, — «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» (изд. «Генезис», 1998).

Основные параметры подобных программ: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Некоторые программы и тесты ориентируются не только на неспециалистов, но даже и на родителей, фактически передавая им в руки профессиональный психологический инструментарий (см., например, Чередникова Т. В. Альманах психологических тестов. КСП, 1996).

Эти программы позволяют условно разделить их на три категории.

К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И. В. Дубровиной (1995, основной составляющей которой является программа Н. И. Гуткиной (1996, программа под редакцией Д. Б. Эльконина и его сотрудников (1988, психодиагностический комплекс Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой (1996, тест П. Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992, комплекс Е. Екжановой (1998, который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йирасека (Й. Шванцара и др. 1978).

Ко второй группе диагностических программ (если их можно так назвать) относится ряд пособий, представляющих собой простой набор самых разнообразных тестов и методик. К таким комплексам (в них, как правило, входит от 10—15 до 49 (тестов и методик) можно отнести диагностические программы: Айзман И., Жаровой Г. Н и др. (1990. — 26 методик и тестов, Бауковой Н. Н, Малицкой Т. А., (1995. — 10 методик, Земцовой Л. И., Сушковой Е. Ю. (1988. — 16 методик, Каменской В. Г. с соавт. (1996.— 9 методик и тестов) и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры» (разработанная Л. И. Цеханской, Т. В. Лаврентьевой, тест (или его части) Керна-Йирасека, части диагностических программ Н. И. Гуткиной, А. Л. Венгера и т. п.

Некоторые авторы считают возможным использование цветового теста Люшера и методики «Пиктограммы» А. Р. Лурия (последняя в принципе не может использоваться для детей дошкольного возраста в силу своей направленности на гораздо более старший возраст, отдельных субтестов теста Векслера.

Но, на мой взгляд, ценностью диагностической программы является, в первую очередь, компактность и разумная быстрота проведения обследования.

Пояснительная записка программы

Актуальность

Данная программа позволяет оценить уровень познавательных процессов дошкольников, с минимизацией длительности обследования детей. Позволяет выявить трудности при обучении индивидуально у каждого ребенка.

Цель: систематизация и оценка познавательных процессов дошкольников с помощью упражнений.

Задачи программы: оценить уровень сформированности навыков пересчета в пределах 10,развитие воображения, мелкой моторики, внимания, мышления, оценить уровень знаний ребенка последовательности букв алфавитного порядка

Материал и оборудование : лист бумаги с картинками (приложение 1, приложение 2,цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Форма работы: групповая

Упражнение «Улитка».

Цель: оценка сформированности навыков пересчета в пределах 10,развитие воображения, мелкой моторики, внимания, мышления.

Задачи: соедини простым карандашом последовательно цифры,чтобы получилась фигура. Затем необходимо придумать о полученной фигуре мини - рассказ: Где живет? Чем питается? Какая фигура? Разукрась полученную фигуру цветными карандашами.

Упражнение «Слон».

Цель: систематизация знаний ребенка последовательности букв алфавитного порядка.

Задачи: соедини простым карандашом буквы в алфавитном порядке, и ты познакомишься с удивительным животным, живущим на просторах Африки. Разукрась полученную фигуру цветными карандашами.

Список используемой литературы.

Психология Немов Р. С. изд ВЛАДОС 2004 г –Кн. 2.

Основы Психологии Практикум Л. Д. Столяренко изд. «Феникс» 2006г

Сайт :www.luntiki.ru

Сайт :www.kartinri po bukvam.ru

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «О»Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «О» I. Игра "Аукцион" Кто больше угадает слов на букву О? 1. Плывет по небу белый корабль. 2. Речная и морская рыба. 3. Водоём. 4. Приём пищи.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 14:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Климова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД