Галина Симакова
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультацию для воспитателей подготовили:
Курзова О. М., Симакова Г. В.
II. Работа с педагогическим коллективом.
Цель работы с педагогами – повышение профессионального уровня педагогов в области экологического воспитания.
В процессе различных форм работы решаются следующие задачи:
1. Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников.
Публикация «„Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников“ (часть 2)» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Оформление детских садов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Практическая реализация интегрированного подхода в работе с детьми.
Каждое мероприятие (лекции, консультации, семинары, практикумы, педагогические советы и другие) включает в себя теоретическую часть, практическую часть и обмен опытом по результатам выполнения индивидуальных заданий.
III. Взаимодействие специалистов
Организация сотрудничества детского сада с другими учреждениями.
Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.
Можно выделить следующие направления сотрудничества ДОУ:
• организационное (Органы управления образования разного уровня, административные органы управления);
• образовательное (Органы образования, другие дошкольные учреждения, природоохранные органы, музеи, выставочные центры);
• преемственность (Школы, дворцы творчества);
• повышение квалификации (Органы образования, институты повышения квалификации);
• эколого-оздоровительное (Детские поликлиники, органы санэпидемнадзора, природоохранные комитеты, организации по озеленению);
• практическое (Общественные экологические и природоохранные организации (общества охраны природы).
Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы.
Сотрудничество с Центральной детской библиотекой (экологической библиотекой) направлено на приобщение детей к природе родного края средствами художественной литературы. Проходят праздники, викторины, выставки, театрализованные представления. Дети знакомятся с произведениями писателей – натуралистов, проводят конкурсы стихов, рисунков о природе на лучшего знатока природы родного края.
• Сотрудничество с Лапландским заповедником.
• Сотрудничество с музеями: Музей истории города, Музей цветного камня имени В. Н. Дава.
• Сотрудничество с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Центр развития и творчества детей и юношества "Полярис".
В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей.
Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.
Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности и позволяет ДОУ реализовать принципы преемственности в системе развития экологической культуры.
IV. Взаимодействие с родителями.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
• проведение родительских собраний экологической направленности;
• участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
• выезды с детьми на природу;
• участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
• совместное озеленение территории детского сада;
• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т. д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.
Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.