Галина Моисеева
Обзор новинок методической литературы по работе с ранним возрастом. Авторские пособия и игры
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Обзор новинок методической литературы по работе с ранним возрастом. Авторские пособия и игры.
Слайд 2
На сайте ФИРО, в разделе Навигатор образовательных программ дошкольного образования, в представленном перечне практически все программы имеют в своем содержании проработанные возрастные особенности детей раннего возраста.
Слайд 3
Публикация «Обзор новинок методической литературы по работе с ранним возрастом, Авторские пособия и игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Однако, следует выделить программу, Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель программы «Первые шаги» - развитие целостной личности ребенка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М. И. Лисиной. Исходя из этого, в программе разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста.
Также отличительной особенностью программа «Первые шаги» является то, что в ней сделан акцент на требования к воспитателю для работы с детьми раннего возраста.
Каким должен быть воспитатель?
- обладать высоким профессионализмом.
- соответствовать требованиям личностноориентированной педагогики.
Слайд 4.
Методическое оснащение программы необходимо для планомерной, системной, последовательной, полной работы воспитателя в группе раннего возраста.
Методическое оснащение программы «Первые шаги» представлено в трех направлениях:
- пособия для взрослых – для педагогов, то есть это пособия, которые помогают организовать качественную деятельность с детьми;
- детские книги – то, что ребенок получает непосредственно в руки, те книги, которые он рассматривает, листает, которые ему читают и рассказывают взрослые;
- игрушки и игровое оборудование, которое необходимо для создания условий в группах раннего возраста.
Слайд 5.
В соответствии с целями и задачами Программы разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области и представлены следующими пособиями :
- Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в 2 частях. Авторы : Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность.
Слайд 6.
В настоящий момент методические пособия были дополнены методическими рекомендациями по каждому направлению:
Социально-коммуникативное развитие детей:
Познавательное развитие детей:
Художественно-эстетическое развитие детей:
Речевое развитие детей:
Физическое развитие детей
Развитие игровой деятельности детей
Слайд 7.
Педагогический портфель воспитателя, который представлен 3 журналами:
Журнал планирования образовательной деятельности
Журнал педагогической диагностики развития ребенка.
Журнал взаимодействия с родителями
Слайд 8.
серия «Картотека воспитателя»
В эту серию вошли:
«Тематические прогулки с дошкольниками»,
«Тематические дни в детском саду».
Слайд 9.
«Тематические прогулки с дошкольниками»
В пособии 40 карточек, которые составлены с учетом всех составляющих к организации прогулки, воспитатели групп раннего возраста используют 2 вида тематических прогулок:
Прогулки-события с детьми всех возрастных групп детского сада.
9. «Строим из песка».
10. «Синичкин день» (12 ноября).
11. «Первый снежок».
Прогулки-развлечения с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
25. «Ходит осень по дорожке».
26. «Колобок пришёл в гости».
27. «У солнышка в гостях».
Слайд 10.
«Тематические дни в детском саду».
Пособие «Тематические дни в детском саду» — это 40 карточек, содержащих планы проведения 20 тематических дней, которые воспитатели могут организовать в течение учебного года.
Слайд 11.
- пособия для взрослых :
Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраста
На зарядку солнышко поднимает нас! Утренняя зарядка в группах раннего и младшего возраста
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду
Физические упражнения и игры на основе фольклора
Слайд 12.
Следующие 2 книги, представленные на слайде, будут полезны всем педагогам, работающим как в группах раннего возраста, так и в дошкольных группах.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду.
Игры и игрушки вашего ребёнка.
В пособиях рассматриваются основные требования к развивающей среде, приводятся критерии выбора материалов и оборудования для обеспечения разностороннего развития детей.
Слайд 13.
Следующую книгу, которую нам хотелось бы представить, это методическое пособие :
Играем, дружим, растё м: сборник развивающих игр. Группа раннего возраста.
В пособии представлены различные игры для детей 2-3 лет по всем направлениям развития ребёнка, они могут обогатить совместное взаимодействие и общение педагога с детьми раннего возраста.
Слайд 14.
Следующее пособие, это электронное пособие диск «Времена года» (отметим, что в нем 4 диска, для всех возрастных групп, но мы остановимся на диске для групп раннего возраста, младшая группа.
Дети-малыши не нуждаются в большом визуальном ряде, но, тем не менее, здесь содержится тот материал, которые можно использовать с детьми раннего возраста : это прослушивание, это чтение и рассказывание детям художественных произведений; это прослушивание музыкальных фрагментов, которые показывают всю красоту природы, времен года, их сменяемость.
Слайд 15.
Следующая серия – Хрестоматия для детского сада: группа раннего возраста.
Рекомендуется для данного возраста не читать детям, а рассказывать детям фольклорные произведения, загадывать загадки, пропевать песенки, рассказывать потешки, стихотворения, произведения в прозе. Данная хрестоматия включает достаточно богатое и разнообразное содержание данного материала.
Текст хрестоматии дополняют увлекательные тетради для раскрашивания «Сказки-раскраски», в которых изображены персонажи и сюжеты, что способствует лучшему восприятию содержания сказок «Колобок», «Курочка ряба».
Слайд 16.
Следующие детские книги – это:
Серия «Отгадай, поиграй!»
В книгах представлены весёлые загадки в стихах и пазлы-отгадки. Это загадки об окружающем мире, с которым дети встречаются в жизни, то, что им понятно. Книги-загадки стимулируют у детей речевую и двигательную активность, воспитывают умение слушать и воспринимать сюжет.
Слайд 17.
Серия терапевтических сказок «Сказки мамы - мышки». Сказки учат, предостерегают от плохих поступков, поведения, развивают воображение, а еще…лечат!Это замечательный, мягкий и вместе с тем эффективный способ решения многих психологических проблем.
Слайд 18.
Следующая серия для детей – это для маленьких «почемучек» :
Серия «Энциклопедия для самых маленьких»
В серии представлены книги на самые разные темы. Яркие и веселые картинки сопровождаются увлекательными рассказами о предметах, людях и явлениях окружающего мира. В конце каждой книги представлены увлекательные игровые задания.
Слайд 19.
Развивающая серия красочных книжек-картонок специально придумана и разработана для самых маленьких. Книга «Цвета» поможет малышу легко, в увлекательной форме изучить цвета, запомнить новые слова и понятия, узнать много нового об окружающем мире. Сказочные истории «Жадный Волчонок» и «Непослушный Ежонок» помогут научить ребёнка ценить дружбу, быть добрым и отзывчивым.
«Едет, едет грузовик», книга познакомит юных читателей с разными видами транспорта. На каждом развороте малыша ждут яркие иллюстрации, которые помогут запомнить новые слова, узнать много нового об окружающем мире.
Слайд 20.
Как пополнить методическое обеспечение групп раннего возраста?
Сайты:
РУССКОЕ СЛОВО. РФ
МОЗАИКА ПАРК. РФ
Слайд 21.
Организация РППС групп раннего возраста включает в себя 2 направления:
- организация и оформление помещений для детей раннего возраста;
- перечень материалов и оборудования для детей раннего возраста.
Слайд 22.
Игровое оборудование отличает:
-высокое качество и безопасность игровой продукции;
-развивающий потенциал игровых действий игрушек и игровых материалов;
-привлекательность материалов, задающих мотивационную основу игры и стимулирующих активность детей (игровую, познавательно- исследовательскую, творческую, двигательную);
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- эмоциональный комфорт и возможность самовыражения детей.
Слайд 23.
- игрушки и игровое оборудование, которое необходимо для создания условий в группах раннего возраста планируем пополнить :
• Развивающим набором «Винты и гайки».
• Комплектом «Разноцветные цепочки».
• Конструктором «Кролики».
• Комплектом разрезных картинок с пластиковыми основами.
• Комплектом игр для развития мышления, памяти, мелкой моторики (Пазлы «Логика для малышей», игра «Мемори для малышей»).
Естественно продолжать пополнять РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста.
Слайд 24.
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Сенсорное развитие, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Представляем Вам авторское игровое пособие «Чудесный слон». Малышам очень нравится доставать из «Чудесного слона» разные предметы. В процессе игры развивается мелкая моторика рук у детей.
Слайд 25.
Игровое пособие «Цветок», каждый лепесток предназначен для развития мелкой моторики детей. «Цветок» можно использовать в любом виде деятельности детей.
Слайд 26.
Световой стол для рисования песком. Игры с песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Рисование песком оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогает создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Слайд 27.
Бизиборд. Ребенок с удовольствием познает окружающий мир. Его интересуют не только игрушки, но и все предметы вокруг.
Слайд 28.
Это игровая развивающая доска с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными для игры детей. Такие детали способны передвигаться, открываться и закрываться, щелкать, вращаться, светиться и мигать, издавать звуки.
Слайд 29.
Ранний возраст – благоприятный период развития ребёнка. В 1, 5-3 года у детей начинают развиваться все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь. Поэтому кукольный театр является самым эффективным средством развития ребёнка. Цель: развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе вовлечения их в музыкально – театральные игры в условиях эмоционального благополучия
Слайд 30.
Одним из видов театра для развития детей раннего возраста можно использовать пальчиковый театр. Игра в пальчиковый театр очень полезна и развивает ребё нка:
-развивает мелкую моторику;
- происходит концентрация внимания и развивается память;
- включатся фантазия и воображение;
- обогащается словарный запас;
- ребёнок становится более общительным и раскованным.
Слайд 31.
Надеемся, что представленный нами материал будет вам полезен в работе.
Спасибо за внимание!