Дарья Харитонова
Обучение спортивным упражнениям детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Публикация «Обучение спортивным упражнениям детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
По мнению С. О. Филипповой, у ребенка от 3 до 7 лет условные связи закрепляются и улучшаются под влиянием обучения. При этом повышается физическая подготовленность, улучшаются умственные и физические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет учителям укреплять и совершенствовать свою нервную систему с помощью упражнений и подвижных игр.
За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. [22]
Исследования С. А. Есакова показывают, что за первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2–2,5 кг. К 6–7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки при рождении — 32–34 см. В течение первых 3–4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5–3 см в месяц, затем прирост ее снижается. Увеличивается на 12–15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка. [11]
Окружность головы при рождении ребенка около 34–35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3–3,5 см в квартал. В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2–3 года жизни на 1–1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие, и совершенствование массы головного мозга.
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, вследствие этого они без затруднений поддаются благоприятным и неблагоприятным воздействиям. Так утверждает в своих исследованиях Н. И. Апрасюхина. [3]
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2–3 лет. Оно происходит поэтапно в течение всего дошкольного детства. В данный период происходит формирование изгибов в шейном, поясничном, грудном отделах позвоночника. Тем самым это влияет на формирование правильной осанки, технике движения.
С. А. Есаков считает, что у дошкольников происходит также формирование свода стопы. С целью укрепления свода стопы следует заниматься физическими упражнениями, а также подбирать ребенку соответствующую обувь. [11]
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата. Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.
По мнению вышеуказанного автора, в младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т. д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5–4 кг в младшем дошкольном возрасте (3–4 года) до 13–15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32– 34 кг по сравнению с 15–17 кг в 3–4 года. [11]
Т. П. Завьялова считает, что статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. [12]
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3–4-летнего до 92,3 г — у 6–7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55–85/60 мм рт. ст., а в возрасте 3–7 лет оно уже в пределах 80/50–110/70 мм рт. ст.
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25–30, а в 4–7 лет — 22–26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма. [11]
По мнению Г. А. Урунтаевой, в ходе возрастного развития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.
Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. [23]
Восприятие информации является важнейшей познавательной функцией. Ценность восприятия в жизни ребенка дошкольного возраста громадно, ведь оно создает основу для развития мышления, содействует развитию воображения, речи, внимания, памяти. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться.
Наблюдательность ребенка напрямую зависит от уровня развития восприятия, способности детей замечать признаки явлений и предметов, детали, линии, которые не заметит каждый взрослый. Процесс согласованной работы способствует процессу восприятия, помогает совершенствоваться ему, соответственно оттачивается и речь, и мышление, и воображение.
Восприятие 3-4летнего дошкольника несет предметный характер, то есть свойства предмета, например, величина, вкус, форма и др., не отъединяются у ребенка от предмета. Ребенок отображает их совместно с предметом, думает, что они монолитно принадлежат друг другу. Воспринимая предмет, ребенок видит не все признаки предмета, а лишь более яркие, а порой и одну, и по ней идентифицирует данный предмет от других. Так, например, ребенок знает, что соль соленая, сахар сладкий, трава зеленая, а лимон кислый и желтый. Работая с предметами, малыш понемногу начинает раскрывать их индивидуальные качества, овладевать разнообразим свойств. Все это формирует способность ребенка отъединять свойства от предмета, замечать схожие качества в разных предметах и разные качества в одном предмете. [23]
С. О. Филиппова считает, что дошколятам очень сложно управлять своим вниманием. При помощи словесных инструкций очень сложно направить внимание ребенка на какой-либо предмет. Необходимо не единожды повторить установку, чтобы добиться переключения внимания малыша с объекта на объект. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Лишь в течение семи – восьми минут ребенок может задерживать деятельное внимание. Зачастую желание высказаться, импульсивность в поведении ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, желание сделать что-то и т. п. отрицательно сказывается на устойчивости внимания. [21]
Непроизвольными остаются процессы памяти. Узнавание все также преобладает. Размер памяти значительно зависит от того, скоординирован материал в смысловое целое или нет. Ребенок младшего дошкольного возраста на старте года может запомнить с помощью наглядно-образной, и также слуховой вербальной памяти два объекта, к завершению года может запомнить до четырех объектов.
Не секрет, что дошкольник легко запомнит все, что выявляет для него жизненный интерес, порождает сильный эмоциональный отклик. Надежно осваивается информация, которую ребенок видит и слышит очень много раз. Отлично сформирована двигательная память, ведь лучше всего запомнится то, что было соединено с собственным движением.
На протяжении четвертого года жизни дошкольники намного чаще, чем ранее, употребляют в разговорной речи родовые понятия типа посуда, овощи, игрушки, одежда, фрукты, животные, подключают в каждое из них огромное количество конкретных названий. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, скажем, слова посуда, фрукты оказываются для ребенка лишь собирательными наименованиями для групп вещей, а не оторванными понятиями, как это случается при сформированном мышлении. [11]
1.2. Формы и методы работы по физическому развитию в детском саду
Э. Я. Степаненкова считает, что здоровье является необходимым условием жизнедеятельности человека. Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное физическое воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. [20]
По нашему мнению, сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, решение которой во многом зависит от правильной организации физического воспитания и создания соответствующей здоровьесберегающей среды.
Д. В. Хухлаева приводит определенную модель физкультурно-оздоровительной работы, которая включает следующие формы работы с детьми:
- Физкультурные занятия.
- Утренняя гимнастика.
- Закаливающие процедуры.
- Физкультминутки.
- Подвижные игры.
- Прогулки.
- Индивидуальная работа.
- Гимнастика после сна.
- Гимнастика пальчиковая и дыхательная.
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
- Работа с родителями.
- Физкультурные досуги и праздники. [24]
Перейдем к более подробному изучению форм работы с дошкольниками по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика. С нее начинается ежедневное пребывание детей в детском саду, и как правило, проводится перед завтраком. Утренняя гимнастика включается в режим дня с первой младшей группы и направлена на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Утренняя гимнастика начинается с построения, а потом уже разные виды ходьбы, бега, прыжки. Комплексы для гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физических занятиях. В процессе проведения утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую и эмоциональную нагрузку. [25]
Одна из наиболее объемных и важных форм работы с детьми – физкультурные занятия. При подготовке к физкультурному занятию воспитатель заблаговременно подбирает: физические упражнения, последовательность их выполнения, методику проведения. Воспитатель обязан: заранее подготовить место для занятия физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятием проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.
Л. В. Прояева физкультурные занятия делятся на части:
1. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
2. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
3. Заключительная – ее назначение снизить физ. нагрузку, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера. [19]
Для успешного проведения физкультурных занятий существуют следующие способы организации детей :
- Фронтальный способ организации – когда все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные упражнения. Этот способ применяется во всех частях занятия, в т. ч и в основной.
- Групповой способ организации – когда группу детей делят на несколько подгрупп и каждая получает отдельное задание.
- Индивидуальный способ организации – когда каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. [19]
На занятиях с различным содержанием, с целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности ежедневно проводятся физкультминутки. Они подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
И. И. Малоземова выделяет форму физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников – закаливание. Существуют специальные закаливающие процедуры:
- водные: обтирание, обливание, душ, купание – являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
- воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов.
- солнечные ванны так же благотворно влияют на организм. [16]
Эффективность влияния закаливающих процедур на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями.
Л. Г. Горькова полагает, что наиболее распространенный вид физической активности детей – подвижные игры. Они широко используются в дошкольном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулке. Так же дети могут объединяться в подгруппы и играть утром (до утренней гимнастики) и в перерывах между занятиями. Утром (до утренней гимнастики, особенно летом и весной, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям. В перерывах между занятиями, особенно если они связанны с неподвижной позой, полезны игры средней и малой подвижности хорошо знакомые детям. На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С младшими дошкольниками подвижная игра проводится с обязательным использованием атрибутов (маски, ленточки). [9]
Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности. На прогулке используются знакомые детям физические упражнения. Одной из составных частей прогулки является индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей. Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах. [6]
Самостоятельная работа - так же одна из составных частей прогулок. В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или небольшими группами.
Н. И. Бочарова считает, что ежедневно в систему физкультурно-оздоровительной работы детского сада входит пальчиковая гимнастика. Она проводится ежедневно в любой возрастной группе. Пальчиковые игры носят благоприятный оздоровительный эффект. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. [5]
Любые приемы пальчиковых игр - постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж - несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость. Пальчиковые игры детям очень нравятся.
Обязательный компонент ежедневной физкультурно-оздоровительной работы – дыхательная гимнастика. Она обычно является составной частью утренней гимнастики, физкультурных занятий. А может проводиться и как отдельный вид работы. Существуют специальные комплексы дыхательных упражнений и дыхательные методики. Это профилактический вид работы. Способствует укреплению здоровья детей, повышению жизненного тонуса детского организма. Дыхательная гимнастика может проводиться как без предметов, так и с предметами. [2]
Решению задач по укреплению здоровья детей в детском саду способствует ежедневная гимнастика после сна с обязательным хождением по дорожкам здоровья. Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей. Приучить их разминаться после сна, а также обеспечить профилактику нарушения осанки и плоскостопия.
Добиваться стабильных успехов общими усилиями воспитателя, медиков, узких специалистов было бы невозможно, если не уделять внимание работе с родителями. Обязательны для проведения групповые и индивидуальные консультации для родителей по сохранению здоровья детей, родительские собрания и акции. [13]
В дошкольном учреждении всегда отмечаются общенародные праздники. В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также и на физкультурных. В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом. В течение года 2-3 раза должны проводиться физкультурные праздники. [15]
Безусловно, эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
А. А. Добра считает, что в физическом развитии дошкольников применяются две группы методов:
— специфические, то есть методы, которые характерны только для процесса физического развития;
— общепедагогические, то есть методы, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания. [10]
Специфические методы:
1. Метод строго регламентированного упражнения - каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности, точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
2. Игровой метод - использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста. [18]
3. Соревновательный метод - применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.
4. Метод круговой тренировки - ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.
По мнению Т. П. Завьяловой к общепедагогическим методам относятся:
1. Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений. К данной группе методов относятся: название упражнения; описание; объяснения; указания; команды; вопросы к детям и др.
2. Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия. К практическим методам относятся: показ физических упражнений; имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни. [12]
Нельзя не согласится с точкой зрения А. А. Массановой, которая считает, что физическая культура является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье. [17]
На основании изложенного материала, делаем вывод, что здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.