Меньшикова Людмила Викторовна
Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками - обязательная часть обучения детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Публикация «Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
- познакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД.
Игровые макеты можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, любознательности.
Макет устойчив, мобилен, легко перемещаться с места на место, служит длительное время и в любой момент может быть доступен дошкольникам для игры. Самодельный макет по ПДД изготовлен из бумаги, на которой изображены детали дороги, города и т. д. К нему прилагаются машинки, дорожные знаки, и кубик, домики.
Игра по ПДД - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт на дороге.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни.
Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку на дороге, усваивает социальный опыт.
Проводить обучение детей по ПДД в игровой форме очень легко и в тоже время это получается совершенно ненавязчиво. Кроме того, игра способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, творческих способностей дошкольников, умения обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающем пространстве; воспитывать выдержку и терпение в достижении цели.
Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. Проводя обучение детей 3-4 лет, следует учить их различать проезжую часть улицы и тротуар, а также формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора. У детей 4-5 лет необходимо закрепить представление о том, что улицу переходят в специально отведенных для этого местах и только на зеленый сигнал светофора. В старшем дошкольном возрасте, у детей 5-6 лет нужно формировать представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, пересекают улицы в специальных местах, ориентируясь на сигналы светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. Детей 6-7 лет, родители и педагоги обязаны научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зеленый свет светофора, не играть на проезжей части улицы, дороги.
Игры по ПДД для дошкольников начинаются еще на уровне ясельной группы, с трехлетнего возраста и продолжаются все время нахождения ребенка в садике:
В ясельной группе детей начинают приучать к восприятию сигналов светофора: воспитатель показывает им цветные кружки, имитирующие сигнал светофора, и приучает их к тому, что при виде красного кружка необходимо остановиться, а если дети видят кружок зеленого цвета, они должны повернуть голову вначале налево, затем направо, после чего могут идти вперед. Детей также знакомят с автомобилями – грузовыми и легковыми. Ясельная группа должна иметь игровые автомобили, такие игровые элементы, как рули, нагрудные игровые знаки. Проводятся первые дидактические игры – «Светофор», «Поставь в гараж машину» и т. п.
Дети второй младшей группы знакомятся с разновидностями транспорта, в том числе, общественного, привыкают в тому, что транспортные средства могут обладать разными габаритами. Детей приучают, выходя из-за предмета, не позволяющего видеть, что происходит за ним, предварительно осматриваться по сторонам. На прогулках внимание детей обращается на различные виды транспорта, воспитатели рассказывают, как правильно вести себя в общественном транспорте. Продолжаются занятия с сигналами светофора, причем добавляется желтый кружок, и изучаются действия по его команде. Игры дополняются пособиями «На чем пассажиры едут» и другими, занятия проводятся на простейшем макете дороги с тротуаром и выделенной проезжей частью.
Средняя группа садика знакомится с пешеходной и проезжей частью, детей учат ходить только по тротуару, причем по его правой стороне. Ребятам рассказывают, что такое пешеходный переход типа «зебра», учат, как на нем необходимо себя вести. Игры по ПДД в средней группе преимущественно ролевые, при которых дети играют в пешеходов и водителей. Желательно, чтобы в группе был светофор, на котором переключаются сигналы. Картотека игр по ПДД в средней группе включает соответствующие дидактические игры – «Найди свой цвет» или «Собери светофор».
Дети старшей группы закрепляют усвоенные правила дорожного движения, осваивают, что такие перекресток, и то, что регулировать движение может не только светофор, но и регулировщик, знакомятся со знаками, которые он подает. Игры по ПДД в старшей группе становятся более разнообразными, дети обучаются правилам поведения в роли пассажиров, при выходе из транспорта на «островок безопасности». Детей знакомят с основными дорожными знаками. Дидактические игры также становятся более разнообразными: «Угадай знак», «Что говорит жезл», «Перекресток», «Где спрятался знак». Становится более разнообразной и атрибутика ролевых игр – в группе должен быть костюм регулировщика и его жезл, набор основных дорожных знаков.
В подготовительной группе проводятся более систематизированные занятия по теме поведения на дороге. Игры по ПДД в подготовительной группе становятся комплексными, охватывающими разные аспекты дорожного движения. Детей надо предупредить, какие неприятные и опасные ситуации могут возникнуть на дороге при несоблюдении правил.
Таким образом, знакомство с правилами дорожного движения должно быть последовательным, соответствовать возрасту ребенка и возможностям его восприятия. Необходимо подавать изучаемый материал доступно, переходя от простого к сложному.
Дидактические настольные игры великолепны для первого знакомства с изучаемым материалом, они с интересом воспринимаются детьми, но требуют от них определенной усидчивости. В такие игры можно играть не только в садике, но и дома, тем более, что дидактический материал почти для любой игры по ПДД своими руками могут изготовить сами родители.
Подвижные игры по ПДД гораздо интереснее для малышей, особенно, если они проводятся в виде театрализованного представления. Малыши с удовольствием изображают водителей, бегают с рулями в руках, привыкая обращать внимание на сигналы светофора. Команды светофора дублируются легко запоминающимися стишками.
Занятия по ПДД могут принимать разные формы:
Различные викторины.
Веселые эстафеты.
Театрализованные праздники.
Ролевые игры, в том числе, совместно с родителями и многое другое.
Все эти веселые и интересные развлечения несут в себе важнейший смысл: дети в их ходе обучаются основам правил дорожного движения, запоминают их на глубоком уровне и впоследствии автоматически применяют на практике. В том периоде жизни, когда ребенок еще не может полноценно ориентироваться на дороге, эти навыки позволяют избежать опасных ситуацией и являются неизменной заботой о жизни и здоровье малышей.