Екатерина Курдюкова
Обучение школьников правилам пожарной безопасности. Перечень примерных мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕСТ
Для определения знаний пожарной безопасности для детей школьного возраста.
Для обучения правилам пожарной безопасности детей школьного возраста предлагаем преподавателям провести тестирование. Во-первых, школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся, как правило, уже владеют некоторой информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.
Публикация «Обучение школьников правилам пожарной безопасности, Перечень примерных мероприятий» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Сценарии развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предлагаем один из тестов для детей школьного возраста.
Если дети набрали 25-30 очков, то они хорошо знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдают, смогут научить своих товарищей.
Если 20-24 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.
Если менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правилам пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а в экстремальной ситуации - сохранить свою жизнь и жизнь детей.
№ п/п Вопрос с вариантами поступков, в предполагаемой
ситуации Оценочная
таблица
1 2 3
1 Если случится пожар, как ты будешь действовать?
а) позвоню по телефону "01"
б) позову на помощь
в) убегу, никому ничего не сказав
3
2
0
2 1. Если комната начала наполнятся густым едким дымом?
а) открою окно, не закрыв дверь
б) буду продвигаться к выходу
в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу прижимаясь к полу.
0
2
3
3 Если загорелась электропроводка?
а) буду тушить водой
б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению
в) буду звать на помощь
0
3
1
4 Если на вас загорелась одежда?
а) побегу, попытаюсь сорвать одежду
б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя
в) завернусь в одеяло
0
3
2
5 Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде?
а) накрою мокрым полотенцем
б) буду тушить водой
в) попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу
3
0
0
6 Если вы разжигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать?
а) достану вторую спичку и стану зажигать газ
б) перекрою газ
в) перекрою газ и проверю тягу
0
2
3
7 Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет, что вы будете делать?
а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в деревянном проеме, сократив приток дыма через окно, буду звать на помощь
б) сделаю веревку из крученных простыней и буду спускаться
в) буду звать на помощь
3
1
1
8 Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?
а) пройду мимо
б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев
в) сообщу об этом взрослым
0
3
2
9 Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?
а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно
б) пройду мимо
в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие
3
0
3
10 Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?
а) продолжу смотреть передачу
б) позову на помощь взрослых
в) отключу телевизор, позвоню "01", начну тушить пожар
0
2
3
Примерные сценарии для проведения массовых мероприятий со школьниками.
«ОГОНЬ ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА»
Вед: Здравствуйте дорогие ребята! Все вы, наверное, знаете, что огонь добрый друг человека. Когда-то люди жили в пещерах, огонь согреваемых их и помогал, защищается от хищников, а также охотиться на них, добывая себе пищу.
Вот сейчас мы с вами посмотрим, какой охотник больше сможет поймать хищников при помощи огня.
КОНКУРС: 1.2 команды, 2.2 факела, 3.2 охотника
Две команды, одна - «Тигры» с оранжевыми повязками, другая – «Волки» с серыми повязками. Проводиться черта. По разные стороны от черты, на расстоянии 3-4 метра выставляются команды друг против друга. От каждой команды выходит один человек- охотник. Охотник от " Волков" находится в поле " Тигров" и ловит их и наоборот. По команде ведущего " Волки" с " Тиграми" начинают меняться местами, а охотники ловить свою добычу прикосновением факела. Задача охотника, не выходя за линию, как можно больше поймать хищников другой команды.
Вед: Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен всюду в домах, на заводах, фабриках, фермах. Правильно управляя огнем, люди запускают корабли в космос. Горя в ярких лампах морских маяков, он служит сближению материков. Он факелом дружбы, горит, и искриться в огнях фестивальных, в огнях олимпийских.
Все вы, наверное, слышали про олимпийские игры. Они проводятся в разных городах и разных странах. Но прежде они начнутся, в далекой Олимпии от лучей солнца, зажигают огонь, который горящим факелом, передают друг другу спортсмены, пока этот огонь не принесут в тот город, где будут проводиться Олимпийские игры. Вспыхнувший факел на стадионе, дает начало Олимпийским играм. Этот огонь- символ силы и мужества.
Вот сейчас мы с вами представим себе, что мы тоже будем передавать эстафету с Олимпийским факелом. А так как этот факел из страны в страну, его несут по полям, по лесам преодолевая много препятствий. Мы тоже будем преодолевать разные препятствия.
КОНКУРС: эстафета
1. 2 команды
2. 2 стула
3. 2 скамейки
4. 2 обруча
5. кегли
Выставляется полоса препятствий.
Бег между кеглями, запрыгнуть на стул, спрыгнуть с него, пробежать по скамейке, пробежать в обруч и вернуться к команде, передавая факел, кто быстрее.
Вед: Видно, если бы вам поручили донести Олимпийский огонь, то вы бы справились с этой задачей.
Все вы убедились в том, что огонь- это друг человека.
Знают все человек без огня
Не живет ни единого дня
При огне, как при солнце светло
При огне и зимой тепло
Посмотрите ребята вокруг
Нам огонь – повседневный наш друг
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становиться нашим врагом.
Огонь становиться нашим врагом, потому что от него может возникнуть пожар, который не щадит не людей, не то что построено ими.
Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет маленькую лазейку.
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра-
Может кончиться печально
Интересная игра.
Загорятся, как солома
Мебель, стены и полы,
Убежал куда-то дед,
А у мамы на работе
Не предвиденный банкет,
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг,
Пиротехник и электрик-
То нельзя включать:
Утюг, холодильник, кипятильник,
Новый бабушкин светильник,
Пылесос, электрочайник,
Телевизор и паяльник:
Ни за что и ни когда
Не хватайте провода
И без взрослых даже штепсель
Не втыкайте никуда.
Чтоб не ссориться с огнем,
Нужно больше знать о нем.
Я надеюсь, что сегодня вы узнали о том, что огонь бывает «Друг» и «Враг», и будьте с огнем всегда очень осторожны.
РАЗРАБОТКА ВЫСТУПЛЕНИЙ
Агитбригады ДЮП перед младшими школьниками.
«Осторожно огонь!»
Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтобы ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнем
Осторожно всегда.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Вед: Ребята! Слова пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.
1 ученик: А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и печет хлеб.
2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом, посмотри по утру:
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов:
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить!
Вед: Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что созидалось долгими годами упорного труда.
3 ученик: Он всегда бывает разный,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
4 ученик: Вот на спичке как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищник делает бросок!
5 ученик: Да, огонь бывает разный –
Бледно – желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый или злой.
6 ученик: Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни черны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Вед: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
1 ученик: Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога
От такого пугача
Путь обычный до врача!
2 ученик: Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Из каких произведений взяты следующие строки?
1. Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
«Эй, пожарные бегите!
Помогите, помогите!» (Чуковский «Путаница»)
2. И вдруг заголосил: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, мешает красным рукавом.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
3. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»).
Вед: Запомните, дети эти правила.
1 ученик: Что б он не стал врагом
Будь осторожен с утюгом
2 ученик: Не суши белье над газом-
Все сгорит единым разом.
3 ученик: Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек дом может сжечь.
4 ученик: Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Вед: Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизнь людей.
Ученик и ученица: Такая у нас эпоха, время такое у нас…
Чтоб не было людям плохо
За счастье борись каждый час
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идет
Пожарный, хирург и мастер,
Токарь и садовод.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи,
Потому что отважным
Эпоха принадлежит.
Вед: Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит тяжелыми ожогами и увечьями.
Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электроприборы.
3 ученик: Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот, что значит три минутки!
Ленты нет кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
4 ученик: При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «01»!
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
Вед: Объявляет конкурс: «Отгадай загадку?»
1. Выпал на пол уголек:
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).
2. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять).
3. Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает… (огонь).
4. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар).
5. Летала мошка – осиновая ножка
На стог села все сено съела. (спичка).
Список художественной литературы для детей о пожарах
1. К. Чуковский «Краденное солнце», «Путаница».
2. По русским народным мотивам «Кошкин дом»,
«Гори огонь, в печурочке».
3. Т. Волынский «Кошкин дом».
4. С. Михалков «Дядя Степа».
5. Е. Новочихин «01», «Спички».
6. Е. Поликутин «Антошка».
7. Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Солдат», «Рассказы и басни».
8. А. Шевченко «Как ловили Уголька».
9. Э. Успенский «Гололед».
10. П. Савельев «Пожары и катастрофы».
11. В. Гиляровкий «Москва и москвичи».
12. М. Горький «Детство» (отрывок).
13. Л. Чернышов «Как Гриша – проказник испортил весь праздник».
Список используемой литературы
1. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» ст. 25 от 21.12.94 г.
2. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ Московской области от 06.03.2000 г.
3. Методические рекомендации для обучения противопожарной грамоте учащихся младших классов.
4. Памятка для председателей первичных организаций Всероссийского добровольного пожарного общества. г. Москва