Екатерина Приходько
Обучение рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».К Д. Ушинский
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Публикация «Обучение рассказыванию по картине» размещена в разделах
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение).
Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 – 6 лет); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3–5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности.
М. М Конина продолжила разработку идей Е. А Флериной и в итоге создала собственную научную школу. В 50-е годы за работу «Роль картинки в обучение детей родному языку» (словарь) М. М Конина получила премию им. К. Д. Ушинского. В этой работе, благодаря вниманию к эмоциональному развитию дошкольников, опоре на наглядно-образное мышление, она вскрыла механизм формирования представлений о языке ребенка.
М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.
Е. И. Тихеева – основательница методики развития речи – считала, что «систематическое обучение речи и языку должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду». Ею была разработана методика развития речи дошкольников, которая изложена в ряде работ и статей. Основной акцент в этой программе и методиках делался на работе с книгой и картинкой.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Своеобразие использования специально разработанных серий дидактических картин разных типов.
При обучении детей подготовительной группы составлению описательных рассказов используются репродукции картин мастеров искусства :
Методику рассматривания и описания репродукций пейзажных картин и натюрмортов разработала Н. М. Зубарева.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, осознать свое отношение к воспринимаемому (пейзажные картины : А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др. ; натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».).
Рассматривания пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу.
Н. М. Зубарева выделяет следующие приемы рассматривания пейзажных картин :
- рассматривание картины в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского);
-одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) - помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла;
- предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться - стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта.
Методика обучения рассказыванию по картинам в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст.
К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают). Примерная тематика картин : «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия - беседа.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме. Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя,' который объединяет детские высказывания. Потешки, загадки, стихи могут быть использованы в беседе по картине. Важно мотивировать речевую деятельность детей: показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т. д.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания предлагаются картины, которые использовались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).
Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети должны связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах. Картины : «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки». Детей обучают следующим типам высказываний:
- описанию и сравнению предметных картин;
- описанию сюжетных картин;
- повествованию по серии сюжетных картин.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин :
- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
- вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии; Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.