Акимова Екатерина
Конспект НОД «Обучение придумыванию описательного рассказа о птицах». Младший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение придумыванию описательного рассказа о птицах.
Младший возраст.
Цель занятия:
Научить детей придумывать связные описательные рассказы.
Программное содержание:
1. Учить детей составлять описательные рассказы о птицах : отбирать содержание, определяя последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки, подбирать образованные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.
Публикация «Конспект НОД „Обучение придумыванию описательного рассказа о птицах“, Младший возраст» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Уточнить и закрепить представление детей о птицах, обитающих в разных средах (на земле, в воздухе, на воде) и отличающихся друг от друга по внешнему виду, способам передвижения, характеру пищи и способам её добывания.
3. Формировать умение отражать в рассказе простейшие связи : строение клюва и характер пищи, строение лап и способ передвижения, среда обитания и окраска перьев.
4. Воспитывать умение рассказывать эмоционально и выразительно.
Материал:
Предметные картинки с изображением птиц (курица, ворона, воробей, утка, дятел, цапля, чайка, снегирь, голубь);
Модели для составления описательных рассказов о птицах- карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой;
Пустая карточка.
Игровой персонаж -Мишка
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке, дидактические игры с моделями;
Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, К. Чуковского о птицах;
Рассматривание картинок с изображением разных птиц вне занятий. Желательно, чтобы картинки отличались разнообразием.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Дети стоят вокруг стола. На занятие приходит Мишка.
Мишка: Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку. Я увидел её возле нашего детского сада. Она большая. Сидела на заборе. Не кричала. Но что это за птичка, я не знаю.
Воспитатель: А вы, дети, узнали, что это за птица? Нет? А почему?
Дети: Мишка плохо рассказал, непонятно.
Мишка: Научите меня рассказывать про птиц.
Воспитатель: Научим Мишку? Садитесь. Будем учить Мишку придумывать рассказы о птицах.
2. Основная часть.
Пока дети садятся, на мольберте выставляются предметные картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Как надо представить птичку, чтобы мы её узнали? Надо сказать, какая птичка: маленькая или большая, какой у неё клюв, какие лапки, перья; надо рассказать, что она ест и где добывает пищу, где живёт, как передвигается, какой у неё нрав – весёлая ли, певунья ли? Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать всё по порядку. Назвать птицу. Чтобы не забыть об этом, поставим карточку. Какую карточку поставим? Каждый из вас будет рассказывать про ту птичку, которая ему нравится. (Указывает на картинки с птицами). Так какую карточку лучше поставить?
Дети: пустую карточку.
Воспитатель: правильно, карточку без изображения, потому что каждый из вас назовёт свою птичку.
О чём ещё надо рассказать, чтобы Мишка узнал птичку и не перепутал её с другой?
Дети предлагают разные варианты продолжения рассказа.
Воспитатель обсуждает их совместно с детьми и выбирает лучший.
Воспитатель: Итак, сначала расскажем, какая птичка: какой у неё клюв, какие лапки, перья. Чтобы не забыть, поставим карточку.
(Выставляется модель «клюв», «перо», «лапки» под первой карточкой.)
А по каким признакам Мишка узнает птицу? Расскажем, где она живёт. А ещё лучше, чтобы не забыть, поставим картинку.
(Воспитатель выставляет карточку с изображением гнезда)
Мишка: Не понял, почему птички живут в разных местах?
Воспитатель: Некоторые птицы умеют плавать – у них лапки с перепонками; курица ходит по земле, и лапки у неё сильные, а крылья короткие; у воробья лапки короткие, он летает и прыгает.
Мишка: Чем кормить птиц? Вы говорите, что они клюют разную пищу, а я вот и не понимаю почему.
Воспитатель: У птиц разные клювы, потому что они живут в разных местах. Чтобы не забыть рассказать об этом, поставим карточку.
(Выставляется карточка с изображением тарелки)
Воспитатель: Внимание! У меня осталась последняя карточка. (показывается карточка «человек».)
О чём будем рассказывать в этом случае?
Дети: о том, как человек заботится о птицах.
Воспитатель: Правильно, о том, как человек относится к птице, как помогает ей.
Так путём обсуждения перед детьми на мольберте представляется постепенно модель описательного рассказа о птице. Карточки лучше располагать вертикально. Последовательность рассказа и значение каждой карточки необходимо повторить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждый придумывает своё изложение, рассказывает по-своему и желательно подбирать образные сравнения.
Воспитатель: Мишка, ты понял, как надо придумать рассказ про птичку?
Мишка: Понял. Только забыл, с чего начинать.
Воспитатель: (показывая на первую карточку).
Что обозначает эта карточка? (Аналогично обговариваются варианты рассказов по всем карточкам.) Мишка, о какой птичке тебе рассказать?
Мишка: (указывая на картинку с изображением чайки) Про эту!
Воспитатель: Это – чайка. Чайка красивая и большая птица. У неё белые, как снег, крылья. Клюв у чайки большой, сильный – им удобно ловить рыбу и раскалывать ракушки. Лапки красные, длинные поэтому она может ходить по земле; между пальцами перепонки, чтобы удобно было плавать. Чайки живут у воды; летая, высматривают в воде рыбу. Но в полёте птица питаются бабочками, жучками.
Мишка: Хорошая птица чайка. Обязательно расскажу про неё своим медвежатам. А вот про эту чайку можете мне рассказать? (показывает на петуха).
Воспитатель: Разве это чайка? Это петух. Дети, кто придумает рассказ про петуха?
3. Заключительная часть.
Рассказы детей о птицах, представленных на картинках. Каждый ребёнок выбирает самостоятельно птицу, о которой хочет рассказать.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас получилось много рассказов о разных птицах. Мы с вами создадим в наш природный уголок книгу о птицах, которых зарисуем с ваших рассказов.