Вера Тюрякова
Занятие по обучению грамоте «Буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте
Здравствуйте коллеги!
Прежде всего хотелось бы пояснить, как мы "докатились до жизни такой"
Все началось пару лет назад, в августе, когда мы узнали, что в сентябре к нам придет не средняя группа, а подготовительная, да еще и компенсирующей направленности (логопедия).
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Мы быстро ринулись проходить переподготовки, чтобы узнать всю специфику работы с детьми с ОНР и ТНР, но, оказалось, что к организации работы были не очень готовы не только мы. Нам выдали расписание занятий, в котором не оказалось Развития речи, мол, у детей и так каждый день будут подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом и психологом, наше развитие речи слишком перегрузит детей. Мы не сильно по этому поводу переживали, так как были готовы к звуковками, чтению художественной литературы и прочему. Однако, в октябре нам расписание поменяли, вернув в него развитие речи. Брать какую-то программу с готовыми тетрадями, пропустив полтора месяца, было нецелесообразно. Более того, состав группы был таков, что одни ребята уже неплохо могли читать, тогда как другие только учились держать карандаш, постигали счет до трех, были далеки от чтения. Занятия мы проводили по подгруппам, так как с одними ребятами занимался логопед, с другими - мы, а потом менялись. Подгруппы были созданы согласно уровню подготовки детей, что позволило варьировать материал. Было решено попробовать составить свою программу по обучению грамоте на основе программы Н. В. Нищевой и Н. С. Жуквой. Рабочие тетради у нас были в крупную клетку, которые мы перед каждым занятием заполняли вручную. В итоге к концу года мы показали неплохие результаты освоения программы.
На следующий год нам опять досталась подготовительная группа, но уже общеобразовательная. И наш "эксперимент" было решено продолжить и отточить. Теперь детей было уже не 21, как в группе компенсирующей направленности, а 29, что немного затрудняло заполнение тетрадей вручную два раза в неделю, но и с этим мы справились. Вот тем, что в итоге у нас получилось, мы и хотим поделиться. Ни в коем разе не хотим претендовать на полноценную программу по обучению грамоте, самые правильные решения или истину в первой инстанции. Просто предлагаем вашему вниманию свои наработки, которыми целиком или частично вы сможете воспользоваться в своей работе.
В создании наших материалов мы использовали:
Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 - 7 лет / авт. -сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Изд. 4-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 268 с.
Букварь: учебное пособие / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2012. - 96 с.
Пишем и читаем. Тетрадь №3. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношнием / В. В. Коноваленко. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ, 2016. - 32 с.
множество интернет-ресурсов и собственную фантазию.
Хотелось бы отдельно оговорить, что наш материал предназначен для ребят, большая часть которых уже знакома с понятиями «звук», «буква», различает их, имеет представление о звуковых и слоговых схемах.
Буква А
Цель: знакомство с буквой А.
Оборудование: тетради, простые карандаши, ластики, красный карандаш; картинки (арбуз, аист, апельсин, ананас, абрикос); иллюстрация буквы А; палочки для конструирования буквы А; объемная буква А
1. Организационный момент
- На какие две группы можно разделить все буквы? (Гласные и согласные.)
- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки можно пропеть, выхдящий воздух не встречает преграды во рту.)
- Какие гласные и согласные звуки вы знаете? Где воздух встречает преграду? ([з] – зубы, [п] – губы и др.)
2. Основная часть
- Что изображено на картинках? (Арбуз, аист, апельсин, ананас.)
- Какой звук в этих словах одинаковый? ([а])
- Как вы думаете, звук [а] гласный или согласный? (Гласный.)
- А как вы это определили? (Поднесли ладонь ко рту и произнесли [а] – воздух выходит свободно, рот широко открыт. Положили руку на горло, оно дрожит – значит, голос используется. Все гласные звуки произносятся голосом.)
- Откройте свои тетради и посмотрите на самое первое задание. Нам нужно определить место звука [а] в словах, в начале, в середине или в конце. Для обозначения [а] мы будем использовать красный карандаш, потому что гласные звуки всегда обозначаются в схемах красным цветом. (Называются слова со звуком [а] в разных позициях: абрикос, парк, глаз, кошка, актёр, сумка.)
- На письме звук [а] обозначается буквой А. Посмотрите на нее. Из каких элементов она состоит? (Из палочек.) Сколько их? (Три.)
- Давайте сложим букву А из палочек.
- А теперь возьмите в руки объемную букву А, ощупайте ее.
- Напишем букву А по воздуху. Теперь пальчиком на столе. На своей ладошке.
- Возьмите простые карандаши и пропишите в тетради элементы до конца строчек, чтобы разогреть руку, а затем пропишите большую А, а потом и маленькую.
- Скажите, а что это за большая буква? Зачем она нам нужна? (С большой буквы начинаются предложения, пишутся имена, города, реки и т. д.)
- А теперь посмотрите на картинки (Ананас, апельсин, абрикос, арбуз). Скажите, какой сок получится из этих плодов? (Ананасовый, апельсиновый, абрикосовый, арбузный)
- Последнее задание в ваших тетрадях: Нужно соединить линией слова и их схему. Объяснить почему.
3. Итог
- С какой буквой вы сегодня познакомились? Давайте назовем слова со звуком [а].