Оксана Попова
Обучение грамоте в старшей группе «Бабушкин сундук»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска Республики Башкортостан
«Бабушкин сундук»
Провела: воспитатель Попова О. А.
2018год.
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»;
Публикация «Обучение грамоте в старшей группе „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа.
Интегрированные задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- упражнять в выделении звука [р] из ряда других звуков;
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
- закреплять навык звукового анализа слов;
- совершенствовать навык чтения в словах;
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
- закреплять умение строить схемы предложений;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- закреплять знания малых фольклорных форм.
Развивающие:
- развивать умение детей определять позицию звука в словах, ставить ударение в словах;
- развивать фонематическое и зрительное восприятие;
- развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес; самостоятельность при выполнении заданий, интерес к грамматике, интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа.
Материалы и оборудование: презентация к образовательной деятельности; колокольчик;
кукла в русском народном костюме; схемы предложений, карточки с заданиями.
1. Орг. момент.
-Ребята, посмотрите, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, скажем им «здравствуйте».
- А теперь поприветствуем наших гостей по старым обычаям : поклоном и добрыми словами. Скажем им: «здравствуйте, люди добрые!» (прикладываем руку к груди и делаем поклон).
-Молодцы. А сейчас, ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Я вам загадаю загадку о девочке, которая стоит среди нас. Назовите её. Она в красном платье и в белых колготках.
-Кто это?
-Верно, это…, она одета в красное платье и белые колготки.
-А теперь, ребята, посмотрите внимательно ещё раз друг на друга, что вы можете сказать об одежде детей, во что одеты наши ребята?
- Действительно, одежда разная. Кто-то из детей носит юбки, платья, сарафаны, кто-то - брюки, шорты, футболки…. Подумайте и скажите об этой одежде, какая же она?
(ответы детей)
- Верно, одежду, которую мы носим сейчас - она современная.
- А вы хотите узнать, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки?
- Тогда я вас приглашаю в путешествие в прошлое: в русскую избу, где мы узнаем, как одевались люди много-много лет тому назад.
-Ребята, вы согласны отправиться в такое путешествие?
-Я предлагаю вам отправиться в путешествие на лошадке, согласны? А поможет нам в этом наш рот и язычок, готовы? (воспитатель проводит артикуляционную гимнастику «Цок, цок. Конь живой».)
2. Артикуляционная гимнастика
(дети щелкают языком, широко открыв рот)
Цок! Цок! Конь живой,
И с хвостом и с гривой
Он качает головой
Вот какой красивый!
Цок, цок, цок!
Ты лошадка – серый бок,
Ты копытцем постучи,
В гости нас скорей домчи.
-Молодцы!
3. Сообщение темы.
-А теперь, ребята, как говорили в старину : давайте присядем рядком, да поговорим ладком.
-Проходите и садитесь на стульчики.
- Обратите внимание, ребята, на волшебный экран, который поможет нам переместиться в прошлое.
-На мгновение закройте глаза, и как только услышите звон колокольчика, открывайте глазки.
(На экране размещён иллюстративный материал «Старинная русская изба»).
-А вот и русская изба (слайд) А это хозяйка избы - Марьюшка. «Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы посетили меня. Я приглашаю вас в свою избу. Думаю, что вам интересно будет узнать, каким был быт избы в прошлом».
-Ребята, рассмотрите внутреннее убранство избы. Назовите предметы быта, что стоит в избе? (слайд) (стол, лавка, печь, сундук)
-Да, стол, лавка, печь, сундук - это убранство русской избы.
- Ребята, а сейчас в наших домах имеются подобные предметы?
- Для чего нужна была печь?
-А где же хранилась одежда в старину, как вы думаете?
-Верно, в сундуке. А сундук – на что похож? ( ответы детей: на короб, ящик).
-Сундук этот необыкновенный. Какая одежда лежала в сундуке, мы узнаем, отгадав загадки.
-Вы готовы, ребята? Тогда будьте внимательны:
4. Загадки:
Каждый день поутру
Надеваю я трубу
Ну не догадаться вам?
Он зовётся (сарафан)
-Верно, сарафан. (слайд).
-Что же это за одежда
С четырьмя отверстиями
В одно входишь,
А в три выходишь (рубаха)
-Верно, рубаха. (слайд).
-Как вы думаете, эти вещи кто мог носить?
-Верно, ребята, рубаху и красивые сарафаны носили женщины.
Рубаха – она длинная, ниже колен, её красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан, он также мог быть украшен.
-А, давайте,посмотрим, нет ли на нашей Марьюшке такой одежды, какая в сундуке.
-Ребята, во что Марьюшка одета?
-Верно, на ней рубаха и сарафан.
-А теперь, внимательно послушайте, как я произнесу эти слова, какой при этом звук я выделила:
сарррафан, рррубаха?
-Верно, звук [р]. Дайте ему характеристику, какой он?
(ответы детей)
-Верно. Он согласный, так как он не поётся, при произношении встречает препятствие, звонкий, твёрдый. Бывает мягкий.
-Ребята звук [р] хочет с вами поиграть.
-Возьмите на столах карточки и определите позицию звука[р] в словах (произношу, будьте внимательны) сарафан, рубаха,;
закрасьте клеточку нужным цветом.
-Приступайте к работе. (дети работают самостоятельно)
-Я вижу, что вы закончили. Давайте проверим.
-И так, в слове рубаха, где мы слышим звук[р], в начале, в середине, в конце?
- Каким цветом закрасили клеточку? Почему синим?
-Верно. Проверяем. (слайд).
-В слове сарафан, где мы слышим звук[р], в начале, в середине, в конце? Каким цветом закрасили клеточку? Почему?
-Верно. Проверяем. (слайд).
-Молодцы!
5. А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Расшифруй слово» и узнаем, что ещё могло лежать в сундуке.
-Возьмите карточки, расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами, начиная от 1 до 6, прочитайте слово.
Р К О С А О
3 5 4 1 6 2
С О Р О К А
-Какое слово получилось?
-Верно, СОРОКА.
-Давайте прочитаем вместе: СОРОКА (слайд)
-Что означает слово сорока?
(ответы детей)
-Да, ребята, мы знаем, что сорока-это птица. А еще, в старину, сорокой называли головной убор молодой девицы. Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. (слайд)
- Ребята, посмотрите, а какой головной убор на нашей Марьюшке?
-Верно, кокошник. Кокошник- это женский головной убор, который тоже носили в старину.
- Ребята, давайте, еще раз назовем предметы старинной одежды, которые хранились в сундуке :
сарафан, рубаха, сорока. (хором)
-Как вы думаете, что они составляют?
-Верно, русский народный костюм. -Значит, наши бабушки и прабабушки носили
Русский народный костюм (слайд)
-Давайте повторим хором: русский народный костюм.
-Значит, наша Марьюшка в каком костюме?
-Да, она в русском народном костюме. Костюм украшен узорной тесьмой, вышивкой
-.Спасибо тебе Марьюшка. Мы узнали, какая одежда могла храниться в сундуке.
-Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнём, проведем физкультминутку.
6. Физкульминутка.
Любопытная Варвара Смотрит влево. Смотри вправо, (повороты головы влево - вправо) А потом вперед, тут немного отдохнет. (расслабленный наклон головы вперед) Шея не напряжена, а расслаблена она. (голову держать прямо) А Варвара смотрит вверх. Выше всех и дальше всех (наклон головы назад) Возвращается обратно, Расслабление
7. Работа над словом коса.
-Молодцы! Отдохнули.
-Ребята, давайте ещё раз посмотрим на нашу гостью.
-Посмотрите, какая у неё длинная коса.
-Ребята, скажите, что такое коса?
-Коса – это заплетённые волосы. (слайд)
-И у наших девочек в группе тоже есть косы.
-Как вы понимаете выражение «коса – девичья краса»
(ответы детей)
-Да, на Руси, с давних времён символом девичьей красоты считалась коса.
У кого коса была самой длинной, та считалась лучшей невестой.
- А ещё, какое значение имеет слово коса?
(ответы детей)
-Верно, это ручное орудие труда для скашивания травы, которое тоже появилось в древней Руси. (слайд)
8. Характеристика звуков.
-Давайте произнесё м это слово хором и разделим его на слоги:
КО-СА
-Сколько в слове слогов?
-Назовите первый слог? (ко)
-Назовите второй слог? (са).
-Какой звук ударный? Произнесите это слово с ударением.
-На какой звук падает ударение?
-Верно, на звук [A]
-А какой это звук: гласный или согласный? Почему?
-Давайте прочитаем слова: КОСА-ОСА - (слайд)
-Кто прочитает один?
-А теперь прочитаем хором : КОСА-ОСА
-Кто такая оса? :
-Верно, насекомое.
-Как получили слово ОСА?
-Убрали букву К.
-У вас на столах лежат карточки, подберите схемы к соответствующим картинкам.
КОСА-
ОСА-
-Закончили, давайте проверим. Сколько звуков в слове КОСА (4)
-С какой схемой соединили, где сколько квадратиков?
-Верно, четыре.
-Сколько звуков в слове ОСА? (3)
-С какой схемой соединили, где сколько квадратиков?
-Верно, три. Проверяем. У кого так, поднимите руку. (слайд)
-Молодцы!
9. Работа над предложением.
-А теперь составьте со словом КОСА предложение.
-Молодцы. У вас красивые получились предложения. Послушайте, какое предложение
составила я: Марьюшка заплела красивую косу.
-Давайте к этому предложению составим схему.
-Сколько слов в предложении? (4)
-Назовите первое слово. (Марьюшка).
-Назовите второе слово. (заплела).
-Назовите третье слово. (красивую).
-Назовите четвертое слово. (косу).
-Вы работаете у себя на столах, а … у доски.
-С какой буквы пишем предложение? Почему?
-Верно. Это начало предложения и имя девочки.
-Какую полоску возьмём со значком или без значка?
-Верно, возьмём полоску со значком.
-Что ставим в конце предложения?
-Верно, точку.
-Молодцы. Ребята, у кого такая же схема получилась?
-Хорошо. Молодцы!
10. Итог. Оценивание.
-Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие в прошлое. Давайте нашу Марьюшку поблагодарим, скажем ей спасибо и до свидания.
-Снова закройте глазки. Прозвенит колокольчик, и мы вернемся в группу. Открывайте глазки.
-Вам понравилось наше путешествие?
- Где мы побывали?
-Что интересного вы увидели? Узнали?
-Ребята, назовите еще раз, как называется старинная русская одежда?
-Правильно, русский народный костюм.
-Молодцы сегодня все ребята! Всем большое спасибо.