Лена Звягина
Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Открываем бабушкин сундук…»
Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию кубанского казачества
Задачи:
1. Познакомить детей с казачьим фольклором и активизировать их словарный запас.
2. Развивать интерес к истории, быту и культуре казачества.
3. Воспитывать патриотические чувства детей: любовь к семье, родному краю, Родине.
Оборудование:
Публикация «Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества „Открываем бабушкин сундук“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
ноутбук, монитор, мультимедийная презентация «Открываем бабушкин сундук…», видеоклип «Спи младенец мой прекрасный…», дидактические карточки по теме, мини-сундук, клей-карандаш, цветные карандаши.
Тип занятия: комбинированный.
Технологии: информационно-коммуникационная, групповая, игровая.
Методические приё мы: словесно-диалогический, наглядно-иллюстративный, работа с видео материалом, работа с дидактическими карточками - коллекцией, групповая и индивидуальная работа, физкультминутка, поощрение, рефлексия.
Вступительное слово педагога:
Уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание ребенка начинается с пеленок. Чем богаче семья историей, традициями, обычаями и крепче семейные узы и связь поколений, тем качественнее нравственное и личностное развитие детей. Работая с дошкольниками, мы помогаем семье добиваться положительных результатов и продолжаем эту сложную деятельность на протяжении всех лет обучения ребенка в образовательном учреждении.
Сегодня, на примере занятия с дошкольниками по дисциплине «Азбука общения», мы попытаемся эффективно и увлекательно решить поставленную перед нами задачу. «Азбука общения» выбрана не случайно. 4 раздел учебного плана «Культура межличностных отношений», который как раз приходится на середину марта, когда дети уже научились читать, начинается с тем: «Что мы Родиной зовем? Моя Россия», «Люблю тебя мой край родной!», «Мой семейный альбом».
В практике я использую различные педагогические технологии, стараюсь внедрять инновационные приемы, которые активизируют интерес ребенка к занятиям.
В сегодняшнем занятии я применю: информационно-коммуникационную, групповую и игровую технологию. Занятие интересно тем, что в качестве средства педагогического воздействия на детей, я выбрала прием - составление коллекции. Применяется педагогами на занятии очень редко.
Коллекция, в общем понятии, это собирание, накопление каких либо предметов: монет, марок, открыток и др. Коллекции помогают нам в оформлении выставок, мини музеев, коллажей, стенгазет, в работе над проектами. Вы видите подобные на нашей выставке, посвященной быту кубанской семьи.
Коллекция дороже, интереснее и богаче, если в ней участвовали дети. Мы можем в рамках занятия составить коллекцию вместе с детьми по выбранной теме. Например: «Любопытная старина», «Пословицы и поговорки на Кубани», «Коллекция добрых дел», «Интересные факты», «Увлекательные путешествия» и др. Эта форма работы активизирует и разнообразит деятельность дошкольников, стимулирует их к дальнейшему поиску нового и интересного, развивает и прививает исследовательские навыки.
Сегодня мы будем составлять небольшую коллекцию, соответствующую общей теме нашего семинара и конкретного занятия «Открываем бабушкин сундук…» и называется она «Кубанская балачка».
Ожидаемые результаты нашей работы:
1. Знакомство детей с казачьим фольклором, развитие интереса к истории, культуре и быту казачества поможет в дальнейшем в воспитании патриотических чувств детей: любви к семье, родному краю, Родине.
2. Расширение языкового кругозора ребенка активизирует словарный запас детей, умение строить ответ в соответствии с заданным вопросом.
Уважаемые коллеги! Вам предстоит сыграть роль учеников – дошкольников старшего звена, и мы с вами на занятии «Азбука общения».
Ход мастер класса
Ребята, начнем занятие с волшебного слова, прибавляющего здоровья: «Здравствуйте!».
А теперь ответь, дружок: ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Чок-чок-чок. Зубы на замок.
Губы на крючок и молчок-чок-чок.
Говорим только тогда, когда об этом попросит педагог.
Дети, прошлый раз мы узнали, что наша Кубань – кормилица, наша Кубань – здравница, наша Кубань – красавица, наша Кубань – любимица.
А сегодня мы заглянем в бабушкин сундук (показываю мини-сундук) и узнаем, какие сокровища, связанные с речью наших предков хранятся там.
Речь наших кубанских казаков интересна тем, что представляет собой смесь языков двух народов: русского и украинского и сплошь пересыпана пословицами и поговорками. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки в станицах, они отвечают: «На нашем, на казачьем, на кубанском балакаем».
Если ты казак, казачка
С детства твой язык балачка.
В мире он не знаменит,
Но с народом крепко слит.
В нем искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь.
Чтобы выполнить это пожелание давайте, ребята, составим сегодня коллекцию под названием «Кубанская балачка». Она будет состоять из: казачьего словаря, казачьей мудрости, казачьей смекалки и казачьей песни.
Раз-два-три! Сундучок ты отвори!
Бабушкины сокровища рассмотри!
Первое сокровище нашей коллекции – казачий словарь. В речи бабушек и дедушек встречаются слова порой непонятные нам. Что же они значат, как звучат в нашей речи? Давайте сейчас это услышим, увидим и запомним.
Скрыня – это бабушкин вместительный сундук, выполняет роль современного шкафа. До сих пор можно встретить его в домах станичников.
Курень или хата – это дом казака. Мы живем чаще всего в квартирах, а вот частный дом можно назвать хатой или куренем.
В каждой казачьей хате самое лучшее и видное место было отведено под красный угол или божницу. Там размещались иконы, лампада, украшался этот угол вышитыми казачками рушниками.
Согревался каждый курень, хата печью - пичью. На ней готовили еду, сушили одежду, спали, когда она остывала. Печь летняя называлась кабыця.
Пищу готовили в корчажках – горшках, чугунках и доставали из печи рогачом – ухватом, чтобы не обжечься.
Молоко, квас, воду разливали в глиняные глечики – кувшины, которые из глины делали мастеровитые казаки-гончары.
А чем же лакомились наши прабабушки и прадедушки и как они это называли? Соняшник – подсолнух. Очень любили казаки и казачки семечки подсолнечные погрызть. Были они для всех доступны и вкусны, как конфетки. Популярны они в народе и сейчас.
На бахче росли крупные, сочные кавуны - арбузы
В огородах зрели огромные тыквы. Тыкву в каждой семье запекали, добавляли в каши, кормили скот.
А мелкие абрикосы и поныне на Кубани зовутся жердёлой.
Ребята, вы внимательно смотрели и слушали меня. Давайте теперь оформим эту страничку нашей коллекции на бумаге. Я называю слово из казачьего словаря, вы подбираете соответствующую картинку и вклеиваете ее в табличку: глечик, скрыня, гарбуз, жердёла, кавун.
Молодцы! У нас все получилось!
Вторая страничка нашей коллекции: казачья мудрость.
Я уже говорила, что кубанская балачка пересыпана пословицами и поговорками, которые передавались из уст в уста, кочевали от одного народа к другому и прочно вошли в нашу речь.
Сейчас попробуем отыскать эквивалент (перевод) кубанской пословицы в русском языке и соединим их между собой карандашом:
Где нянек много там дитя безного
Делу время – потехе час
Веселись та играй, а дило знай
Красна изба углами, а стол пирогами
Красна дивка косами, а хата пирогами
У семи нянек дитя без глазу
Очи бояться, а руки робят
Век живи – век учись
Вик живы – вик учись, а дураком умрешь
Глаза боятся, а руки делают
Проверим правильный ответ:
Где нянек много там дитя безного
У семи нянек дитя без глазу
Веселись та играй, а дило знай
Делу время – потехе час
Красна дивка косами, а хата пирогами
Красна изба углами, а стол пирогами
Очи бояться, а руки робят
Глаза боятся, а руки делают
Вик живы – вик учись, а дураком умрешь
Век живи – век учись
Замечательно! Вторая страничка нашей коллекции готова. Прежде чем перейдем к страничке № 3, отдохнем немного.
Динамическая пауза.
Как у наших казачат ножки весело стучат :
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
А потом вприсядочку (Приседания.)
Спляшем с Катей рядышком.
А как пустимся бежать -
Никому нас не догнать. (Бег на месте.)
Продолжим нашу работу. Казачья смекалка. Казаки отличались не только острым словом, но и острым умом. А как же! В бою врага надо обхитрить, опередить, а это по силам только умному, сообразительному, смекалистому воину. Отгадаем и мы казачьи загадки! Отгадки на загадки вклеим в нашу табличку.
Загадка 1. Висит, телепается, всяк за него хватается. Отгадка: рушник – полотенце.
Загадка 2. Сама не ем, а казаков кормлю. Отгадка: ложка.
Загадка 3. На крайчику, на сарайчику желта шапочка висит, ярче лампочки горит. Отгадка: солнце
Загадка 4. Меня просять, ждуть, а прийду – прятаться начнуть. Отгадка: дождик.
Загадка 5. Стали хлопцы в ряд, проходить не велят. Отгадка: плетень.
И эта страничка нашей коллекции оказалась нам под силу! Я рада, что у меня такие умные дети.
Ребята! Нельзя представить наших бабушек и дедушек без песен. Песни на Кубани разные : раздольные, веселые, шуточные и грустные – обрядовые. Их пели и поют в каждой кубанской семье на свадьбах, праздниках, застольях, малышу в колыбели.
4 страничка нашей коллекции «Казачья песня»
«Казачья колыбельная песня» написана великим русским поэтом М. Ю. Лермонтовым 180 лет назад в 1838 году. Услышал он похожие слова от казачки, убаюкивающей ребенка, в станице Червленой.
Спи младенец мой прекрасный, баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду и казак душой.
Провожать тебя я выйду — ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко, баюшки-баю. (отрывок стихотворения)
Сейчас мы под эту колыбельную отправился в хату нашей бабушки и увидим, что там темно, нет электричества. Комната освещается горящей печкой, свечой на столе, лампадкой в красном углу. В хате весь рабочий инструмент: кочерга, ухваты, прялка. На столе скудная еда: картошка в мундирах, лук – цыбуля, скибка хлеба и корчажка с варевом. Ребенок лежит в люльке. А вот какая у него игрушка, ответите мне вы после просмотра клипа. (Просмотр видео клипа)
Чем же играет ребенок! Правильно, подковкой, которой было в изобилии на каждом кубанском подворье. А почему подковку дали ребенку? Считалось, что подкова убережет младенца от «дурного глаза» и принесёт счастье. Давайте вложим и эту страничку в нашу коллекцию.
Итак, коллекция наша собрана. Мы выполнили все что планировали. Спасибо вам за трудолюбие и послушание. Это первейшие качества казачат. Настало время сундук наш закрывать, но там еще очень много неизвестного и интересного. Об этом поговорим в следующий раз и пополним нашу коллекцию новыми страничками.
Рефлексия: Коллеги! Работу над коллекцией можно продолжать на следующих занятиях. Можно изготавливать 1 страничку. Можно выбирать другую тему. Все зависит от вас и поставленной цели. Сегодняшний мастер-класс – пример, ориентир в вашей дальнейшей работе по изучению и сохранению семейных традиций.
Я подготовила для вас карточку с тремя смайликами. Один грустит - значит, ему было неинтересно, другой скучает – все происходящее оставило его равнодушным, третий улыбается – ему было комфортно, интересно, он получил положительный опыт и готов применить его в своей практике. Пожалуйста, возьмите цветные карандаши и раскрасьте смайлик, соответствующий вашему состоянию.
Спасибо за работу! Творческих успехов!