МААМ-картинки

«Звуки [т], [т’]. Буква Т т». Конспект урока по обучению грамоте (чтение)

Анастасия
«Звуки [т], [т’]. Буква Т т». Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т т.

Цель: сформировать представление о букве «Т» и звуках [т] и [т’].

Задачи:

образовательные – охарактеризовать звуки [т], [т’] как единицу языка; показать способы артикуляции звуков [т], [т’]; сформировать представление о роли звуков [т], [т’]; формировать умение выделять звуки [т], [т’] в потоке речи и определять их место в слове; сформировать представление о графическом облике буквы Т, т; продолжить формировать навыки работы с текстом; формировать умение писать печатную букву т; формировать функциональную грамотность, читательскую компетентность, а также языковую, лингвистическую, коммуникативную; продолжить формировать умение слого-звукового анализа слов; закрепить знания, полученные на предыдущем уроке обучения грамоте; продолжить формировать навыки работы с книгой, умение читать.

Темочки:

развивающие – развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать литературную речь, словесно-логическое и образное мышление, память и внимание учащихся;

воспитательные – воспитывать чувство товарищества; прививать любовь к родному языку и чтению в целом.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь различать в словах звуки [т], [т’], развивать умение проводить звуковой анализ и синтез, умение распознавать согласные буквы, уметь находить в тексте ответы на вопросы.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать с помощью учителя задачи своей деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос;

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: уметь формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника; оценивать свою работу на уроке.

Тип урока : открытие нового знания

I. Организационный момент.

(1 мин.)

Словесный (инструктаж)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте и письму. Пожалуйста, проверьте вашу готовность к уроку : у вас на столе должны лежать азбука, прописи и письменные принадлежности. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку.

- Отлично, мы готовы начинать!

II. Речевая разминка.

(2 мин.)

Словесный

(беседа)

Практический (дидактическая игра)

- Ребята, наш урок мы начнем с чистоговорки. Внимательно посмотрите на слайд. Обратите внимание: сначала чистоговорку прочитаю я, потом мы с вами будем читать по строкам.

Та – та – та,

Хвост пушистый у кота.

Ту – ту – ту,

Привязали бант коту.

От – от – от,

Под столом играет кот.

Та-та-та,

У нас дома чистота.

Ти-ти-ти,

Кашу съели всю почти.

III. Актуализация знаний.

(3 мин.)

Словесный

(беседа) - Ребята, скажите, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к, с)

- Какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)

- Почему такие звуки называют гласными? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог)

- Какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного)

- А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного)

- Дайте полную характеристику звуков :

1. [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий,

2. [c] [с’] (согласный, глухой, твёрдый; согласный, глухой, мягкий,

3. [к] [к’] (согласный, глухой, твёрдый; согласный, глухой, мягкий).

IV. Постановка темы и целей.

(4 мин.)

Словесный

(беседа) - Ребята, сегодня с нами хочет познакомиться новая буква. А для того, чтобы узнать, что же это за буква, внимательно посмотрите на слайд. ( на слайде появляются картинки: трактор, туча, торт, телефон).

- Ребята, кто хочет назвать эти предметы вслух?

- С какой буквы начинается каждое из этих слов? буквы т)

- Ребята, мы знакомы с этой буквой? (нет)

- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

- Тема нашего урока – «Звуки [т], [т’]. Буква Т т».

- Как вы думаете, а какую цель мы можем поставить на урок?

Цель:

1. Познакомиться с буквой Т, т и звуками [т], [т’].

V. Работа с текстом.

(5 мин.) - Ребята, откройте учебник на странице 52. Что нарисовано на иллюстрации?

- Знаете ли вы, к какой сказке относится данная иллюстрация? («Руслан и Людмила»)

- Кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин)

- А какие еще сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? (ответы детей)

- Кто хочет прочитать отрывок из стихотворения?

-Как вы понимаете слово «лукоморья»? (морской залив в форме лука)

- Найдите слова, в которых выделена буква т. Прочитайте их. (златая, кот, ходит)

- Вы большие молодцы!

VI. Открытие нового знания.

(7 мин.)

Артикуляция звука

Характеристика

звука [т]

Слого-звуковой анализ слова

Артикуляция звука

Характеристика звука [т’]

Слого-звуковой анализ слова

Фонематическое упражнение

Знакомство с буквой

Словесный

(беседа, работа с книгой, объяснение)

Практический (чтение вслух)

Чтение слогов

Чтение слов

Чтение и анализ текста

Физминутка

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на урок! Это котята Тибби и Тивви.

- Давайте хором произнесем, как их зовут.

- Отлично, ребята. Наши котята очень любят играть в мячики. Посчитайте, сколько мячиков у Тибби? (у Тибби 3 мячика)

- Давайте еще раз произнесем слово «три» хором. Какой звук мы слышим вначале слова? ([т]).

- Какой это звук : согласный или гласный? (согласный) Почему?

- Твердый или мягкий? (твердый).

- Вернемся к слову «три». Сколько слогов в нем? (один)

- Как проверяем? (ставим ладошку под подбородок или смотрим сколько гласных в слове)

- Назовите слог-слияние. (ри)

- Давайте составим схему к этому слову. Кто хочет выйти к доске?

- Отлично. Ребята, посчитайте, а сколько мячиков у Тивви? (у Тивви 5 мячиков)

- Еще раз произнесем, сколько мячиков у Тивви.

- Какой звук мы слышим в конце слова? ([т’])

- Какой это звук : согласный или гласный? (согласный) Почему?

- Твердый или мягкий? (мягкий)

- Каким цветом он закрашен? (зелёным)

- Почему закрашивается зеленым цветом? (это мягкий звук)

- Вернемся к слову «пять». Сколько слогов в нем? (один)

- Как проверяем? (ставим ладошку под подбородок или смотрим сколько гласных в слове)

- Назовите слог слияния. (пя)

- Давайте составим схему к этому слову. Кто хочет составить схему на доске?

- Каким цветом в схеме обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

- Отлично, вы большие молодцы!

- Даем полную характеристику звуку [т]. (Звук [т] согласный, твердый).

Даем полную характеристику звуку [т’]. (Звук [т’] согласный, мягкий).

- Ребята, у Тибби и Тивви очень большая семья. Я предлагаю вам поиграть в игру: я буду называть вам членов их большой семьи, а вы внимательно слушаете. Если вы слышите звук [т], то вы хлопаете. Если вы слышите звук [т’], то вы топаете. Если в имени нет этих звуков, то в классе должна звучать тишина. Все поняли? Кому что-либо непонятно, поднимите, пожалуйста, руку.

- тигр (топают, кот (хлопают, лев (тишина, пантера (хлопают, гепард (хлопают, собака (тишина)

- Ребята, вы большие молодцы!

- Ребята, а теперь встаньте с мест те, у кого в именах есть новый звук.

- Отлично!

- Ребята, обратите внимание на то, что звуки [т], [т’] на письме обозначаются буквой Т, т.

- А теперь откройте учебник на странице 53.

- Давайте прочитаем хором слоги, расположенные в рамке справа.

ТЫ ТУ ТИ ТА ТО

- Теперь прочитаем слоги в обратном порядке.

ТО ТА ТИ ТУ ТЫ

- Ребята, вы большие молодцы. Теперь посмотрите на слова в столбиках. Прочитаем их вслух.

КОТ О|КУ|НИ

КО|ТИК НИ|КИ|ТА

Обратите внимание на доску. (кот, котик, окуни, Никита)

Прочитайте первое выделенное слово на доске (кот)

Сколько в нем слогов? (1)

-Теперь прочитаем второе слово. (котик)

Сколько в нем слогов? (2)

- Прочитаем следующее слово во втором столбике по слогам (о-ку-ни)

Сколько в нем слогов? (3) Как узнали?

- Прочитайте второе слово (Ни-ки-та)

Сколько в нем слогов? (3)

-Почему оно написано с заглавной буквы?

- Прочитаем слова еще раз. Какое слово будет лишним? (Никита или окунь)

- Давайте прочитаем текст.

- О ком говорится в первом предложении?

- Кто есть у Тани? (кот)

У кого окуни? (у Сани и Никиты)

-Обратите внимание на третье предложение. С какой интонацией его необходимо прочитать? (с восклицанием)

- Ребята, как вы понимаете выражение «Тут как тут»? (появление в этот момент)

- Ребята, как вы думаете, почему слова Таня, Саня и Никита написаны с большой буквы?

- Данные слова написаны с большой буквы, потому что это имена.

- Найдите все слова с буквой «т». (Тани, кот, Никиты, тут, котик, коток)

- Ребята, давайте встанем и немного разомнемся.

Рыжий котик потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Лапы в стороны развел

И как будто бы пошел!

Туловищем повертел

И за парту тихо сел.

- Отлично, ребята. А мы с вами можем двигаться дальше!

VII. Закрепление.

(7 мин.)

Чтение текста - Откройте учебник на странице 54. Прочитайте слова в столбиках, которые расположены вверху страницы.

- Что можно сказать о словах каждого столбика? (в первой строке – множественное число, во второй – единственное)

- А теперь давайте прочитаем текст в учебнике про эти предметы. Сколько в нем предложений? (5) Посмотрите на последнее предложение. В нем не хватает слова. Кто хочет прочитать текст до пропущенного слова?

- Какого слова не хватает?

Канат – толстый.

Нитки – тонкие.

- Слова «толстый» и «тонкий» противоположные по значению? (да)

В русском языке есть слова, у которых значения противоположны. Приведите ещё примеры таких слов.

- Ребята, вы большие молодцы!

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Словесный

(беседа)

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, с какими звуками мы познакомились? ([т], [т’])

- Что мы узнали о них? (он согласный, может быть мягким или твердым)

Какой буквой они обозначаются? (Т)

- Какая же была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на сегодня?

Оцените сегодня свою работу на уроке.

Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте себя на нужной ступеньке и поднимите карточку.

- Вы все большие молодцы!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звуки [т], [т’]. Буква Т т». Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 16:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [т], [т’]. Буква Т т». Конспект урока по обучению грамоте (чтение)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия (УИ 3432751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД