Анастасия
«Звуки [т], [т’]. Буква Т т». Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т т.
Цель: сформировать представление о букве «Т» и звуках [т] и [т’].
Задачи:
образовательные – охарактеризовать звуки [т], [т’] как единицу языка; показать способы артикуляции звуков [т], [т’]; сформировать представление о роли звуков [т], [т’]; формировать умение выделять звуки [т], [т’] в потоке речи и определять их место в слове; сформировать представление о графическом облике буквы Т, т; продолжить формировать навыки работы с текстом; формировать умение писать печатную букву т; формировать функциональную грамотность, читательскую компетентность, а также языковую, лингвистическую, коммуникативную; продолжить формировать умение слого-звукового анализа слов; закрепить знания, полученные на предыдущем уроке обучения грамоте; продолжить формировать навыки работы с книгой, умение читать.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивающие – развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать литературную речь, словесно-логическое и образное мышление, память и внимание учащихся;
воспитательные – воспитывать чувство товарищества; прививать любовь к родному языку и чтению в целом.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь различать в словах звуки [т], [т’], развивать умение проводить звуковой анализ и синтез, умение распознавать согласные буквы, уметь находить в тексте ответы на вопросы.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать с помощью учителя задачи своей деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос;
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: уметь формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника; оценивать свою работу на уроке.
Тип урока : открытие нового знания
I. Организационный момент.
(1 мин.)
Словесный (инструктаж)
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте и письму. Пожалуйста, проверьте вашу готовность к уроку : у вас на столе должны лежать азбука, прописи и письменные принадлежности. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку.
- Отлично, мы готовы начинать!
II. Речевая разминка.
(2 мин.)
Словесный
(беседа)
Практический (дидактическая игра)
- Ребята, наш урок мы начнем с чистоговорки. Внимательно посмотрите на слайд. Обратите внимание: сначала чистоговорку прочитаю я, потом мы с вами будем читать по строкам.
Та – та – та,
Хвост пушистый у кота.
Ту – ту – ту,
Привязали бант коту.
От – от – от,
Под столом играет кот.
Та-та-та,
У нас дома чистота.
Ти-ти-ти,
Кашу съели всю почти.
III. Актуализация знаний.
(3 мин.)
Словесный
(беседа) - Ребята, скажите, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к, с)
- Какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
- Почему такие звуки называют гласными? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог)
- Какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного)
- А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного)
- Дайте полную характеристику звуков :
1. [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий,
2. [c] [с’] (согласный, глухой, твёрдый; согласный, глухой, мягкий,
3. [к] [к’] (согласный, глухой, твёрдый; согласный, глухой, мягкий).
IV. Постановка темы и целей.
(4 мин.)
Словесный
(беседа) - Ребята, сегодня с нами хочет познакомиться новая буква. А для того, чтобы узнать, что же это за буква, внимательно посмотрите на слайд. ( на слайде появляются картинки: трактор, туча, торт, телефон).
- Ребята, кто хочет назвать эти предметы вслух?
- С какой буквы начинается каждое из этих слов? (с буквы т)
- Ребята, мы знакомы с этой буквой? (нет)
- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
- Тема нашего урока – «Звуки [т], [т’]. Буква Т т».
- Как вы думаете, а какую цель мы можем поставить на урок?
Цель:
1. Познакомиться с буквой Т, т и звуками [т], [т’].
V. Работа с текстом.
(5 мин.) - Ребята, откройте учебник на странице 52. Что нарисовано на иллюстрации?
- Знаете ли вы, к какой сказке относится данная иллюстрация? («Руслан и Людмила»)
- Кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин)
- А какие еще сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? (ответы детей)
- Кто хочет прочитать отрывок из стихотворения?
-Как вы понимаете слово «лукоморья»? (морской залив в форме лука)
- Найдите слова, в которых выделена буква т. Прочитайте их. (златая, кот, ходит)
- Вы большие молодцы!
VI. Открытие нового знания.
(7 мин.)
Артикуляция звука
Характеристика
звука [т]
Слого-звуковой анализ слова
Артикуляция звука
Характеристика звука [т’]
Слого-звуковой анализ слова
Фонематическое упражнение
Знакомство с буквой
Словесный
(беседа, работа с книгой, объяснение)
Практический (чтение вслух)
Чтение слогов
Чтение слов
Чтение и анализ текста
Физминутка
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на урок! Это котята Тибби и Тивви.
- Давайте хором произнесем, как их зовут.
- Отлично, ребята. Наши котята очень любят играть в мячики. Посчитайте, сколько мячиков у Тибби? (у Тибби 3 мячика)
- Давайте еще раз произнесем слово «три» хором. Какой звук мы слышим вначале слова? ([т]).
- Какой это звук : согласный или гласный? (согласный) Почему?
- Твердый или мягкий? (твердый).
- Вернемся к слову «три». Сколько слогов в нем? (один)
- Как проверяем? (ставим ладошку под подбородок или смотрим сколько гласных в слове)
- Назовите слог-слияние. (ри)
- Давайте составим схему к этому слову. Кто хочет выйти к доске?
- Отлично. Ребята, посчитайте, а сколько мячиков у Тивви? (у Тивви 5 мячиков)
- Еще раз произнесем, сколько мячиков у Тивви.
- Какой звук мы слышим в конце слова? ([т’])
- Какой это звук : согласный или гласный? (согласный) Почему?
- Твердый или мягкий? (мягкий)
- Каким цветом он закрашен? (зелёным)
- Почему закрашивается зеленым цветом? (это мягкий звук)
- Вернемся к слову «пять». Сколько слогов в нем? (один)
- Как проверяем? (ставим ладошку под подбородок или смотрим сколько гласных в слове)
- Назовите слог слияния. (пя)
- Давайте составим схему к этому слову. Кто хочет составить схему на доске?
- Каким цветом в схеме обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Отлично, вы большие молодцы!
- Даем полную характеристику звуку [т]. (Звук [т] согласный, твердый).
Даем полную характеристику звуку [т’]. (Звук [т’] согласный, мягкий).
- Ребята, у Тибби и Тивви очень большая семья. Я предлагаю вам поиграть в игру: я буду называть вам членов их большой семьи, а вы внимательно слушаете. Если вы слышите звук [т], то вы хлопаете. Если вы слышите звук [т’], то вы топаете. Если в имени нет этих звуков, то в классе должна звучать тишина. Все поняли? Кому что-либо непонятно, поднимите, пожалуйста, руку.
- тигр (топают, кот (хлопают, лев (тишина, пантера (хлопают, гепард (хлопают, собака (тишина)
- Ребята, вы большие молодцы!
- Ребята, а теперь встаньте с мест те, у кого в именах есть новый звук.
- Отлично!
- Ребята, обратите внимание на то, что звуки [т], [т’] на письме обозначаются буквой Т, т.
- А теперь откройте учебник на странице 53.
- Давайте прочитаем хором слоги, расположенные в рамке справа.
ТЫ ТУ ТИ ТА ТО
- Теперь прочитаем слоги в обратном порядке.
ТО ТА ТИ ТУ ТЫ
- Ребята, вы большие молодцы. Теперь посмотрите на слова в столбиках. Прочитаем их вслух.
КОТ О|КУ|НИ
КО|ТИК НИ|КИ|ТА
Обратите внимание на доску. (кот, котик, окуни, Никита)
Прочитайте первое выделенное слово на доске (кот)
Сколько в нем слогов? (1)
-Теперь прочитаем второе слово. (котик)
Сколько в нем слогов? (2)
- Прочитаем следующее слово во втором столбике по слогам (о-ку-ни)
Сколько в нем слогов? (3) Как узнали?
- Прочитайте второе слово (Ни-ки-та)
Сколько в нем слогов? (3)
-Почему оно написано с заглавной буквы?
- Прочитаем слова еще раз. Какое слово будет лишним? (Никита или окунь)
- Давайте прочитаем текст.
- О ком говорится в первом предложении?
- Кто есть у Тани? (кот)
У кого окуни? (у Сани и Никиты)
-Обратите внимание на третье предложение. С какой интонацией его необходимо прочитать? (с восклицанием)
- Ребята, как вы понимаете выражение «Тут как тут»? (появление в этот момент)
- Ребята, как вы думаете, почему слова Таня, Саня и Никита написаны с большой буквы?
- Данные слова написаны с большой буквы, потому что это имена.
- Найдите все слова с буквой «т». (Тани, кот, Никиты, тут, котик, коток)
- Ребята, давайте встанем и немного разомнемся.
Рыжий котик потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапы в стороны развел
И как будто бы пошел!
Туловищем повертел
И за парту тихо сел.
- Отлично, ребята. А мы с вами можем двигаться дальше!
VII. Закрепление.
(7 мин.)
Чтение текста - Откройте учебник на странице 54. Прочитайте слова в столбиках, которые расположены вверху страницы.
- Что можно сказать о словах каждого столбика? (в первой строке – множественное число, во второй – единственное)
- А теперь давайте прочитаем текст в учебнике про эти предметы. Сколько в нем предложений? (5) Посмотрите на последнее предложение. В нем не хватает слова. Кто хочет прочитать текст до пропущенного слова?
- Какого слова не хватает?
Канат – толстый.
Нитки – тонкие.
- Слова «толстый» и «тонкий» противоположные по значению? (да)
В русском языке есть слова, у которых значения противоположны. Приведите ещё примеры таких слов.
- Ребята, вы большие молодцы!
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Словесный
(беседа)
Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, с какими звуками мы познакомились? ([т], [т’])
- Что мы узнали о них? (он согласный, может быть мягким или твердым)
Какой буквой они обозначаются? (Т)
- Какая же была тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы ставили на сегодня?
Оцените сегодня свою работу на уроке.
Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте себя на нужной ступеньке и поднимите карточку.
- Вы все большие молодцы!