Тамара Цикушева
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию муниципального образования
«Город Майкоп»
Занятие
Тема: «Обучение Грамоте»
Воспитатель МБДОУ №14
Программное содержание :
• Обобщить полученные детьми знания
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжать обучение делению слова на слоги, составлению предложения и записи его схематично с применением пройденных грамматических и синтаксических правил.
• Закрепить правильное произношение звука «р», учить дифференцировать, слышать в словах, определять позицию.
• Упражнять детей в чтении скороговорок, развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.
План занятия :
1. Организайионный момент.
Сядет тот, кто назовет свое имя ласково.
Воспитатель: Какой бывает наша речь?
Дети: Устная и письменная.
Воспитатель: Чем устная речь отличается от письменной?
Дети: Устная речь – то, что мы говорим и слышим. Письменная – то, что видим и пишем.
Воспитатель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений.
Воспитатель: Из чего состоят предложения?
Дети: Из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Из слогов.
Воспитатель: Слоги?
Дети: Из звуков.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные поются (а,о,у,и,е,ё,ы,э,ю,я, согласные не поются.
Воспитатель: Ребята, а если мы будем просто произносить слова мы поймем друг друга?
Дети: Нет.
Воспитатель: Платье, мама, шить – это предложения или нет?
Дети: Нет, это просто набор слов.
Воспитатель: А если я скажу : «Мама сшила платье». Я рассказала о том, что мама сшила платье, значит с помощью предложения мы выражаем свои мысли.
Составьте схему предложения :
• Мама сшила платье L _ _ .
• Мама сшила очень красивое платье L _ _ _ _ .
(Дети рассматривают картину про осень и составляют предложения по схеме.)
L _ _. - Осень наступила.
L _ _ _. - Часто идут дожди.
L _ _ _ _. - Птицы улетают на Юг.
Воспитатель : Ребята, мы сказали, что предложения состоят из слов, а слова из слогов.
Слова бывают короткие и длинные. Если в слове 1 слог, это слово короткое, а если много –
это длинное слово. Короткие слова – 1 слог : дом, нос, рот, жук, сон. 2 слога : ма-ма, ра-ма,
ок – но и т. д.
Задание :
Придумать слова состоящие из 2 – 3 слогов.
Воспитатель: Буквы тоже находятся в определенности в словах.
Игра «Буквы заблудились»
а, л, ю с, л, е а, з, о, р ж, к, у
юла лес роза жук
Игра «Составьте новые слова»
Пена
Шар + флот
Бор
Метр
(брать по одной букве из слова флот и добавлять в конце каждого из 4 – х слов, чтобы
получились новые слова)
Пенал, шарф, борт, метро.
Физминутка
Вот под ёлочкой зелёной,
Скачут весело вороны –
Кар – кар – кар (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали
Кар – кар – кар (громко)
Только к ночи умолкали,
И все тихо засыпали.
Кар – кар – кар (тихо)
Игра «Доскажи словечко»
1. Среди жирных голубей
Прыгал тощий …. (воробей)
2. Спи мышонок до утра,
Дам тебе я …. (комара)
3. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко)
4. Я сегодня утром рано,
Умывался из под …. (крана)
Воспитатель : Какой одинаковый звук встречается в этих словах?
Дети: Звук «р»
Воспитатель: А какой он, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Сейчас мы проведем гимнастику для языка.
• «Почистить зубы» (движения языком плавно, чтоб язык касался внешней стороны зубов, сначала верхних, затем нижних.)
• «Маятник» (язык двигается от одного угла рта, до другого, сначала медленно, затем быстрее, выключая голос.)
• «Приклей конфетку» (дети присасывают широкий язык к нёбу и удерживают несколько секунд)
• «Покатаемся на лошадке» (лошади идут и цокают)
Игра: «Будь внимательным»
Воспитатель: Я буду говорить слова, если вы услышите звук «р» - пустите рыбку, если нет – закрой сачком.
Работа с карточками:
Дети называют картинки в названии которых есть звук «р» и определяют его позицию.
Разучить скороговорку : «На горе Арарат, растет крупный виноград». – медленно, быстро, громко, тихо, шёпотом, вместе, индивидуально.
Упражнение на дыхание:
«Рычание»
Дети энергично втягивают воздух через нос, раздувая ноздри, на выдохе продолжают рычать, раздвинув напряженно пальцы – когти и «РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР»
Итог занятия.