Татьяна Ушакова
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Темочки:
Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.
1. Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
2. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
3. Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
В обучении дошкольников финансовой грамотности используются игровые и словесные методы обучения.
Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
Дидактическая игра «Веселый магазин» включает в себя:
Игровое поле на котором крепятся карточки с изображением товаров. Карточки съёмные (на липучках, подобранны по различным лексическим темам, карточки-цифры.
- Под карточкой с товаром указывается цена (цену можно написать маркером или выложить карточку с цифрой).
Ниже расположено рабочее поле на котором производятся вычисления.
Игра: «Купи товар на) рублей»
Цель : Формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег, упражнять детей в счете.
Ход игры:
Каждому ребенку дается карточка с заданной суммой денег и предлагается купить товар на эту сумму, для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
Игра: «Сдача»
Цель : Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки. Формировать умение считать сдачу.
Ход игры:
У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.
Игра «Дорого - дешево»
Цель: Познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
Ход игры:
1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от
самого дешевого до самого дорогого.