Юлия Захарченко
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде.
Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм,
В настоящее время в современном мире инклюзивное образование развивается с интесивной скоростью. В обычной среде сегодня оказываются дети не только с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, но и дети у которых практически не было возможности адаптироваться к условиям обычной жизни- это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Публикация «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Присоединение России к конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой развивают инклюзивное образование, привело и к преобразованию российского образования в Инклюзивное (включенное) образование.
Инклюзивное (включенное) образование – это процесс совместного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья с детьми нормальным развитием, в ходе которого у них есть возможность достигать наиболее высокого прогресса в социальном развитии. Основой системы психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть именно социальная реабилитация и адаптация. Данный подход позволяет нам рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социальный мир. [1 ]
Одним из важнейших принципов инклюзивного образования является предоставление права ребенку с ограниченными возможностями здоровья на получение инклюзивного образования по месту жительства, а родителям на выбор образовательного учреждения для своих детей.
В одну из категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья входят дети с ранним детским аутизмом.
Ранний детский аутизм (РДА) является клиническим вариантом искаженного развития. Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором у детей наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, поврежденного, задержанного, и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. [2]
Аутизм у детей может проявляется в нарушении контактов, а также в уходе от реального мира в мир собственных переживаний. У аутичных детей искаженность в развитии так же может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы развития мыслительных операций и на их основе односторонних способностей и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей во взаимоотношении с окружающими.
Инклюзия для детей с ограниченными возможностями здоро-
вья, в том числе и для детей с аутистическими расстройствами, должна осуществляться с помощью сотрудничества многих специалистов: учителей, психологов, психотерапевтов, дефектологов, логопедов, тьюторов, ассистентов учителей, а также родителей и даже учеников, обучающихся в классе вместе с аутичным ребенком. Доказано, что дополнительный стимул для социального развития аутистическому ребенку дает совместное его обучение со сверстниками. Их совместная деятельность должна быть специальным образом организована и происходить при поддержке взрослого, так как дети с РАС испытывают затруднения в имитации, повторении какого-то действия по наблюдению, чтобы в итоге социальный навык формировался. [3]
Сверстникам необходимо проходить инструктаж, для того чтобы они научились принимать аутистического ребенка как равного и устанавливать с ним контакт.
Таким образом основной целью образовательного учреждения, перед которым в рамках инклюзии стоит задача обучения детей с РДА, является создание специальных условий для развития, социализации и усвоения учебной программы каждым обучающимся ребенком. Реализация программы инклюзии для аутичного ребенка является сложным, но перспективным процессом всестороннего развития, так как интеграция детей с аутизмом в массовую общеобразовательную систему в дошкольном и в школьном возрасте может оказать значительное влияние на улучшение навыков социализации, повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, а также интеллектуального уровня.
Литература:
1. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009 №6 –С. 3-10
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии – СПб. : Речь, 2001. Стр. 159
3. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра : практическое руководство для педагогов. –М. ,2016.- Стр. 35