Лилия Хайруллина
Развитие одаренности в современной образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Развитие одаренности в современной образовательной среде»
Совершающиеся перемены в концепции дошкольного преподавания и обучения: направленность в гуманизацию целой преподавательской деятельностью, формирование обстоятельств с целью формирования индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа с одаренными детьми
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При данном особенная значимость в раскрытии и формировании одарённости у дошкольников предотвращается преподавателю-специалисту по психологии, главной целью работы какого считается создание единого ансамбля событий,нацеленных никак не только лишь в ребенка, однако и на их родителей, и педагогов ДОУ.
При анализе трудности одаренности дошкольников наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о важности и самоценности дошкольного этапа раннего возраста (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Казак, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
Н. С. Лейтес акцентирует 3 группы ребенка, которых общепринято называть талантливыми:
дети с высоким IQ;
дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
дети с высокой креативностью;
Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью. Дошкольное детство это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике. Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.
Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателей, педагога-психолога и родителей). Наиболее значимая роль отводится педагогу-психологу, так как именно этот специалист осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.
Проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения определения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта, так и для оценки его одаренности. Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.
Не терпится выделить, то что характеристики исследовательских методов никак не считаются едиными и необходимым индикаторами одаренности дошкольника.
Существует определённая возрастная последовательность проявления способностей в разных областях.
В возрасте 2-3 лет ребёнок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом создаётся благоприятная среда для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
В возрасте 3-5 лет ребёнок, участвуя в разных видах деятельности, закрепляет интерес к творчеству и желание заниматься. При этом необходимо учитывать уровень развития ребёнка в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребёнку в воспитательно-образовательной работе.
Развитие дошкольника в 5-6 лет характеризуется ярким проявлением его природного материала. Один из показателей одарённости ребёнка – повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом этапе педагог-психолог и воспитатели создают интеллектуально-творческий портрет одарённого ребёнка.
Преподаватель-специалист по психологии советует родителям и преподавателям грамотно осуществить и сформировать требование с целью последующего формирования одарённости у дошкольника. Он становится координатором действий воспитателей групп и родителей. Воспитатели по рекомендации специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.
Предметно-информационное обогащение среды (наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования).
Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды (разнообразные, неожиданные преобразования среды).
Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с её коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Существует много различных способов работы с одаренными детьми, в частности в нашем детском саду мы применяем разнообразные направления арт-терапии для развития интеллектуально-творческой способностей дошкольников.
Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, людей способных нестандартно, творчески мыслить.