Надежда Давкнис
Обучение чтению детей старшего дошкольного возрста
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Публикация «Обучение чтению детей старшего дошкольного возрста» размещена в разделах
Как же родителям научить ребенка читать правильно?
Давайте рассмотрим основные направления этой работы.
• Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).
• Еще до того, как вы приступите к обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
• В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа:
• находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
• уметь делить слово на слоги.
Знакомство с буквами и звуками
• Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные.
Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?
Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т. п.
В чем опасность?
• Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т. п.
• чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам : [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]
• Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.
Как выбрать букварь?
Букварь должен быть составлен грамотным педагогом, буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)
Обучение письму (печатными буквами).
• Учите писать печатные буквы одновременно с обучением чтению. Рассматривайте букву, просите обвести ее пальчиком, предлагайте сконструировать букву из палочек, дописать недостающие элементы.
• Важно уделить достаточно времени изучению оптического образа каждой буквы, чтобы ребенок четко помнил и понимал, как выглядит буква, из каких элементов состоит и в какую сторону повернута буква.
• Не секрет, что многие дети путают похожие по написанию буквы, переворачивают буквы при написании, пишут их как бы «зеркально». При начальном знакомстве с буквами это допускается, но затем такие ошибки должны исчезнуть.
• Если же оптические ошибки становятся стойкими, обязательно займитесь профилактикой дисграфии! Иначе в первом классе могут быть проблемы с овладением письмом и дисграфические ошибки.
Еще одна зона риска при обучении письму – ошибки по акустическим признакам
• Проще говоря, ребенок может путать акустически близкие, похожие по звучанию (а не по написанию, как в предыдущем примере) звуки, например: С – З, Ш – Ж, Х – К. Так же ребенок может путать буквы при написании, если он в собственной речи заменяет один звук другим. К примеру, если ребенок в своей речи заменяет звук [Л] на звук [Й].Тогда вместо слова «лак» он напишет, например «як».
• Следите за тем, чтобы малыш не путал те звуки, которые раньше он взаимозаменял. Подобные замены могут провоцировать возникновение артикуляторно-акустической дисграфии.
Успехов всем маленьким ученикам, и их родителям!