Ольга Микушева
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое дорогое у человека – это жизнь», – писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, ведь к дошкольникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так, чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями [ 5: 7]. Дошкольников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в доступных для них формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные и дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Обязательным условием для решения основных задач по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является создание правильной предметно-развивающей среды. В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекрёсток», «Сигналы регулировщика». В группе следует разместить дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки, «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки». Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструирования. Возможно проведение комплексных занятий [ 3: 4].
В построении развивающей среды для ознакомления детей с правилами дорожного движения в дошкольном учреждении необходимо использовать принципы, рекомендуемые В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой.
Принцип дистанции. Развивающую среду надо спланировать таким образом, чтобы в игровой деятельности у детей была дистанция дальнего и ближнего взаимодействия, а также места уединения.
Принцип активности. Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создаётся таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес. Развивающая среда размещается на стенах, ленточных столах, на полу, на шкафчиках детей (рисунки детей, картинки с изображением знаков дорожного движения). При создании среды учитываются цветовая гамма, освещение помещения, звуковые эффекты. Для размещения развивающей среды помимо групповых комнат используются холлы ДОУ, коридоры, кабинеты специалистов.
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды заключается в том, что ребёнок постоянно меняется (его интересы, потребности, следовательно, должна меняться и окружающая его среда. Поэтому необходимо предоставить ребёнку возможность менять развивающую среду в соответствии со своими вкусами, желаниями и настроением. Менять можно фон, обстановку, игрушки. При помощи трансформеров, различных модулей можно менять размер помещения. Стабильность принципа проявляется в постоянной группе детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип в плотную примыкает к предыдущему принципу. Среда должна планироваться таким образом, чтобы дети могли заниматься одновременно каждый своим любимым делом, не мешая друг другу. Иными словами, пространство должно не только позволять ребёнку искать и осваивать истину, но и «уходить» от неё в фантазию. Строить такую среду помогают разные перегородки, ниши.
Принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Развивающая среда должна давать детям разнообразные, меняющиеся впечатления, при этом должны учитываться и интересы взрослых и других детей. Среда должна вызывать двигательную активность и одновременно гасить её, когда это необходимо. При планировании среды необходимо учитывать то, что у каждого ребёнка должно быть ещё и личное пространство, принадлежащее только этому ребёнку, где ему бывает комфортно.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Этот принцип позволяет детям постигать красоту искусства. Необходимо найти картины разных жанров – изображения транспорта разных веков. Они могут быть представлены и на декоративных тарелках, и в виде красивых коллекционных машин.
Принцип открытости – закрытости. Этот принцип проявляется в том, что родители воспитанников принимают активное участие в образовательном процессе: помогают в создании развивающей среды, принимают участие в занятиях «Мой папа – водитель, инспектор ГИБДД», в организации автобусных экскурсий, праздниках и развлечениях. Закрытость проявляется через формирование таких понятий, как «мои родители, мой дом, моя группа, мой детский сад» [ 2: 9].
Важнейший принцип обучения детей безопасному поведению на дорогах – связь теории с практикой. Разделение теории и практики может привести к непониманию детьми сути излагаемого материала. Поэтому содержание обучения должно тем или иным способом подкрепляться на практике. Это позволит решать вопрос непрерывности процесса обучения, а также обеспечит переход умения в навыки. Главным этапом в закреплении полученных знаний по пройденным темам являются индивидуальные задания детям с учётом их подготовки, способностей [ 4: 7].
Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники ГАИ УВД области, района, города. Их непосредственное участие в игровых, сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности на автоплощадках делает эту деятельность для детей более интересной, и они легче запоминают необходимые правила. Популяризации дорожной азбуки способствуют и выступления сотрудников Госавтоинспекции на родительских собраниях, конференциях [ 1: 6].
Основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице – это пример отца и матери. Поэтому для повышения усваиваемости детьми ПДД необходимо проводить определённую работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные игры с детьми, изготовление атрибутов, родительские собрания. Можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей, папки-передвижки по изучению ПДД. Совместная работа родителей и педагогического коллектива даёт положительные результаты. Необходимо всегда помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых [ 3: 6].
Литература
1. Беляевскова Г. Д., Мартынова Е. А., Сирченко О. Н., Шамаева Э. Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. – 170 с.
2. Елжова Н. В. ПДД в детском саду. – Ростов н/ Д: Издательство «Феникс», 2013. – 173 с.
3. Петрова К. В. Как научить детей ПДД? – СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.
4. Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения. – М. : Издательство «ВАКО», 2011 – 240 с.
5. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.