Марина Рулева
Обучающий проект по развитию у обучающихся музыкального слуха «Содружество прекрасных муз»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 11 города АСТРАХАНИ»
ПРОЕКТ
«Содружество прекрасных муз»
Составитель - Рулева М. М.
Астрахань
2021
I. Описание проблемы
Современное образование ставит задачу как можно более активно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов. Это необходимо делать в целях духовного развития личности, создавая условия для ее самореализации и самоопределения. Всесторонне развитие дарований личности – одна из основных задач эстетического воспитания. При этом происходит развитие таких социально-психологических качеств личности, которые позволяют эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. В этом процессе большое значение имеет эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания и формирования художественно - эстетического вкуса.
Публикация «Обучающий проект по развитию у обучающихся музыкального слуха „Содружество прекрасных муз“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
II. Цель проекта
Основополагающей целью проекта «Содружество муз прекрасных» является развитие у обучающихся художественного отделения музыкального слуха, у обучающихся музыкального отделения - способности тонко различать форму, цвет, композицию. Развитие этих способностей и есть начало формирования эстетического отношения к миру.
III. Задачи проекта
1. Расширять кругозор, воспитывать хороший вкус, умение ориентироваться в средствах художественной выразительности.
2. Способствовать накоплению знаний в области художественного творчества.
3. Пробуждать желание заниматься искусством
IV. Нормативная база:
Национальный проект «Образование»
Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России"
Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг)
Программа развития воспитания в системе образования России;
Конвенция о правах ребенка;
Концепция среднего образования.
V. Тип проекта - практико – ориентированный.
Проект нацелен на социальные интересы детей-участников проекта. Ключевое значение проекта определяется тем, что он реализует систему непрерывного художественного образования в условиях городского пространства.
VI. Содержание деятельности.
В соответствии с утвержденным планом работы ДШИ педагоги художественного отделения организуют выставки работ обучающихся. Открытие каждой выставки проходит в торжественной обстановке и сопровождается тематическим концертом, подготовленным обучающимися музыкального отделения.
Темы выставок:
1. Октябрь – Мой белый город,
Свет мой негасимый!
2. Декабрь – Мешая кисть в палитре красок,
Пейзаж художник создаёт.
3. Март - Я обожаю натюрморты,
В них и божественность, и миг!
4. Май - Театр! Чудесный мир иллюзий!
Мир волшебства и мир красот.
VII. Срок реализации проекта :
Сентябрь - май.
VIII. Ожидаемые результаты проекта
• стимулирование мотивации развития способностей
• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
IX. Координатор проекта – Рулева СМ. М.
По итогам проведения проекта возможна его корреляция.
Приложение
Сценарий концерта «Пейзаж» в рамках проекта «Содружество прекрасных муз»
Добрый день, дорогие друзья. Мы с вами присутствуем на очень важном событии. Мы открываем сегодня общешкольный проект Содружество прекрасных муз.
Кто такие музы? В древней Греции это были богини, покровительницы искусств. Всего их было 9, и каждая отвечала за свой вид искусства. Например, муза танца – Терпсихора, муза театра – Мельпомена. Музу музыки звали Эвтерпа. Покровительницей художников считалась мудрая Афина, которую еще называли Эргана. Все эти музы обитали на горе Парнас. Им было ведомо прошлое, настоящее и будущее. Но главное – они помогали творцам, вдохновляли их на создание прекрасных произведений искусства.
Мы с вами в нашей школе искусств тоже живем и учимся под их покровительством. И в их честь мы и организовали наш проект.
Музы древней Греции были подругами. А вот дружат ли разные виды искусства? Можно ли найти что-то общее между музыкой и живописью?
Есть такое выражение – живописная музыка. Что может оно означать? - музыка настолько ярко передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно видеть эти картины.
Вот давайте послушаем пьесу, которая называется «Прелюдия», и подумаем, что именно хотел бы изобразить композитор.
Какая цветовая гамма могла бы здесь быть использована?
Я встречала выражение «музыкальная живопись». Как вам кажется, может быть такое? Что можно назвать этими словами?
Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить такой же поэтической мелодией. Картины Левитана это яркий пример той самой музыкальной живописи, о которой мы с вами рассуждаем сейчас.
В гармонии звука и цвета природа
Несёт нам небесный божественный дар,
И в пении птичьем рождаются ноты,
A краски мешает заката пожар.
В нашем проекте Содружество прекрасных муз запланировано несколько встреч художников и музыкантов. Более подробно мы поговорим сегодня о пейзаже.
Что такое пейзаж? ПЕЙЗАЖ - жанр изобразительного искусства (или отдельного произведения этого жанра, в котором изображается природа. Я вот даже стихи про пейзаж нашла.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Музыканты, посмотрите, какие замечательные работы сделали наши художники, просто одна другой лучше! Молодцы! Они заслужили наши аплодисменты!
Сейчас мы послушаем выступление … и подумаем, какой пейзаж изображен в музыке.
Концертный номер
Ну, у кого какие мнения?
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Пьеса называется Снежный вальс!
Тему зимы продолжит …, она споет песню под названием Белая река.
Продолжаем разговор о взаимосвязи музыки и живописи.
В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих. А в музыке как бы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунок, запечатлённые в нотной записи.
Вот давайте послушаем детскую песенку «Петушок» в исполнении ученицы 1 класса оркестрового отделения.
Какой у нее мелодический рисунок, плавный или прерывистый и что он напоминает?
Правильно, это похоже на утренний крик неугомонной птицы.
Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию.
Звучит танцевальная музыка. Этот старинный танец называется Буррэ.
Какие интонации звучали в музыке, яркие или приглушенные? И какое получилось настроение?
Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремленность. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа.
Именно такими интонациями пронизано следующее произведение, которое мы послушаем. … исполнит первую часть скрипичного концерта соль минор Антонио Вивальди. Вам наверняка знакомо это имя!
Сейчас я обращаюсь к художникам, поделитесь своими знаниями! Давайте перечислим, какие бывают пейзажи? (сельские, и городские, и морские и речные, и религиозные, и даже футуристические) Природа на полотнах художников, создающих разные виды пейзажей, предстает в разное время года, суток, в разную погоду.
Вот сейчас мы с вами послушаем выступление … и попытаемся определить, какой пейзаж имел ввиду композитор и почему вы так решили.
Человек стремился изобразить природу ещё в древние времена. Но тогда почему-то казалось, что природа сама по себе не может составлять сюжет картины. И природа была фоном для портрета человека или какой-то сцены. И лишь потом появились пейзажи, где главным объектом изображение стала природа.
Скажите, друзья, природа может быть только печальной, задумчивой? Конечно же, нет! Природа многолика, как сама жизнь, в которой есть место и печали, и радости.
Послушаем обработку русской народной песни «Во кузнице» и попытаемся определить ее цветовую гамму.
Ну, что же, наша беседа подошла к концу. Думаю, она была полезна и выступавшим, и слушавшим. Музыкантам спасибо за выступления, художникам спасибо за замечательную выставку.
До новых встреч!