Кубанова Ольга
Обучать ли дошкольника письму? Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Многих родителей волнует вопрос : нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма? Ответить на этот актуальный вопрос помогут исследования, проведенные сотрудниками Института возрастной физиологии РАО под руководством доктора биологических наук Марьяной Михайловной Безруких. В результате этих исследований было установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся.
Темочки:
Применение данной методики приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, т. к. требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Но это еще не самое страшное. Самым опасным является то, что выполнение этих нецелесообразных движений, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию.
По мнению Марьяны Михайловны, письмо на начальных этапах по определению не может быть безотрывным. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка письма компонент деятельности. Функциональная неготовность ребенка дошкольного возраста к такому сложнейшему виду деятельности как курсивное письмо («письменными» буквами, объясняется тем, что еще не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма, не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья, не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.
Даже возраст семь и восемь лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма.
Но это не значит, что письму нельзя учить. Тогда как же осваивать письмо? М. М. Безруких считает, что обучать письму нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. Нельзя торопиться и ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный и достаточно кропотливый. Прежде чем начинать собственно обучение курсивному письму (письму «письменных» букв, необходим продолжительный подготовительный период. Этот период включает умение писать ровную, прямую, наклонную линии, овалы. Очень важно отработать умение работать в строке, научить зрительно дифференцировать элементы печатных букв.
Утверждение некоторых педагогов-практиков о необходимости тренировать у детей мышечное чувство, выполнять большое количество технических упражнений, например, штриховать, является совершенно необоснованным, т. к. до 9 лет мышечное чувство, или кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому можно тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.
Основная задача при подготовке дошкольников к письму заключается в развитии таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. Умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Литература:
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. — М. : Дрофа, 2000. — 256 с.
2. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь. — М. : Эксмо, 2009. — С. 10—56.
3. Безруких М. М. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в обучении // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. — Екатеринбург: Фактория, 2006. — С. 317—370.