Мироненко Ольга
Общение в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Общение. Без него не может сформироваться человеческая психика. Недостаток общения ведет к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям.
Каждый ребенок несет в себе свой опыт общения. Все, что он хочет и умеет, возникло в общении со взрослым, а позже и с детьми. Опыт общения и совместной деятельности, приобретенный в первую очередь в семье. - это актив ребенка, его потенциал, на фундаменте которого строится все здание дальнейшего развития.
Публикация «Общение в жизни ребенка» размещена в разделах
Все, чем овладевает ребенок вначале, обязательно проходит стадию совместной, неотделимой от общения деятельности, и только после этого может быть присвоено им индивидуально. Общение и совместная деятельность - это та основа и ткань, из которой фактически состоит вся жизнь детей. Культивирование общения в группе детского сада - одна из важнейших целей и одно из основных средств воспитания.
Общение детей основано на их личных, конкретных отношениях, симпатии друг к другу и взрослым. Эти отношения избирательны: у каждого ребенка бывает один или несколько сверстников и любимые взрослые. У детской дружбы есть своя динамика - начало привязанности (положенное в общей игре, связанное с прежним знакомством по двору и т. д., ее укрепление, ссоры, примирение, возможное охлаждение при возникновении новой дружбы. Все это - реальные, действенные факторы детской жизни. Опираясь и воздействуя на них, взрослый может влиять на развитие ребенка. При этом он и сам непременно вступает в личные, значимые для обеих сторон отношения с каждым из детей. Отношения воспитателя и ребенка могут развиваться по-разному в зависимости от конкретных условий и проблем. Неизменным остается только чувство симпатии и уважения к каждому из воспитанников.
Жизнь в группе состоит из множества дел, общих то для всех детей сразу, то для небольших объединений по два - четыре ребенка. В повседневных делах, играх дети чувствуют себя уверенно и комфортно в привычной и приятной компании. Ребенку нужно посмотреть, как выходит у приятеля то, что не получается у него самого, помочь соседу, что - то подсказать ему.
Когда дети научатся взаимодействовать с двумя - тремя друзьями, воспитатель может предлагать им объединяться для общих дел по - другому, в соответствии с замыслом. Это поможет детям найти новые эмоциональные контакты и будет служить поддержанию атмосферы всеобщей взаимной симпатии, интереса, уважения. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в своей компании играть все время одну и ту же роль лидера или исполнителя, нуждаются в смене партнера, чтобы освоить и другие роли.
В детском саду и семье, наряду с общением и совместной деятельностью ребенка со взрослым и детьми, должна иметь место и индивидуальная деятельность. Для ее организации важно создать необходимые условия. У ребенка должно быть время и свой уголок, свое место, где он может дать волю воображению. Для такой деятельности нужно много мелкого игрового материала, строительные наборы и конструкторы, настольно - печатные игры и дидактические игрушки.
Развитие индивидуальной деятельности является условием появления новых, более высоких форм и уровней общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста. Основное направление этого процесса идет от непосредственного, импульсивного взаимодействия, ориентированного на наличную ситуацию, к совместной деятельности, подчиненной сознательно принятым целям, нормам, правилам. У детей появляется произвольность в общении и взаимодействии, способность длительно удерживать смысл и контекст ситуации.
Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Взрослому необходимо знать, как говорить с ребенком, как сделать свою речь доступной для малыша, побудить его к ответу.
Культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи его воспитателей. Они должны обладать высоким уровнем владения родным языком. Их речь должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. Только воспитатель, умеющий правильно строить свою речь, может достичь высокого уровня речевого воздействия, научить ребенка правильно и красиво говорить. В детском саду и семье должны быть созданы условия для полноценного речевого общения детей.