Людмила Яковенко
Общение ребенка с ОВЗ со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков общения, установление положительных взаимоотношений с людьми –важная задача в воспитании ребенка с ОВЗ. Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на развитие интеллекта и на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой.
Поведение ребенка в игре, его активность показатель уровня интеллекта и речевого развития. Многие дети малообщительные, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.
Публикация «Общение ребенка с ОВЗ со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основная цель: последовательно решать задачу по развитию интеллекта и речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.
С чего начали работу? Вместе с наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения в их играх. Например, знакомили с трудом взрослых, (почтальона, продавца, шофера). При этом обращали внимание на трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, продавец взвешивает, отпускает товар, почтальон разносит письма, газеты).
Использовали дидактические игры и упражнения : «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», «Вам письмо», а так же серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: Назови обобщающим словом: что подарили Наташе (зайчика, куклу, мишутку-игрушки, у Кати в комнате (стол, кровать, стул, -мебель) и т. д.
Работа над звукопроизношением и культурной речью, правильным построением предложения (простого и сложного) проводилась на занятиях, прогулках, экскурсиях, и непосредственно продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовыми сюжетами к самостоятельным. Покажем это на примере игры «Автобус».
Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульев автобус Учитель-дефектолог берет на себя роль водителя, дети –пассажиров. Водитель объявляет остановки (каждая остановка какой –либо магазин, например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «ь», «Посуда». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке.
Проиграв несколько вариантов с учителем-дефектологом, дети затем действуют самостоятельно, подсказывая друг другу, если кто-то затрудняется из сверстников.
Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.
Правильно организованная игра помогает успешно решать коррекционно-развивающие задачи по развитию интеллекта и речи у детей с ОВЗ.